Трупный яд

2020 , 10:23


Последний святой источник в Прикамье может быть отравлен стоками с нового кладбища.

Чиновники разрешили рыть могилы поблизости от жилых домов, речки и старинного источника – одной из главных достопримечательностей Пермского края. Против выступили местные жители и – неожиданно – прокуратура. Корреспондент «Звезды» попытался разобраться: в чем они видят угрозу и существует ли она на самом деле?

Мёртвые пришли за живыми

Село Кольцово расположено всего в 30 км от Перми и известно многим жителям Пермского края благодаря находящемуся там подворью Успенского женского монастыря. По преданию, именно в этих краях местным жителям явился православный святой Николай Чудотворец. На месте обретения его «Пещерной» иконы в XVIII веке забили святые источники. Последующие двести лет здесь не происходило сколько-нибудь важных событий, и жизнь текла вполне себе спокойно.

Но зловещий 2020-й не обошел стороной даже жителей Кольцова.

Как известно, нынешний год от Рождества Христова оказался ознаменован пришествием апокалипсиса сразу на всех уровнях. На планету Земля обрушилась вспышка коронавируса, на Россию – поправки к Конституции, на Прикамье – назначение на должность врио губернатора Дмитрия Махонина, а на деревню Кольцово – решение администрации Пермского района о строительстве городского кладбища.

Так была нарушена спокойная жизнь проживающих здесь атеистов и верующих.

Всё началось с того, что жителям соседнего, расположенного всего в четырех километрах села Горбуново неожиданно объявили о том, что в 150 метрах от их домов начнут рыть могилы в рамках проекта строительства нового городского кладбища. Действительно – ну не роддома же возводить в нынешней демографической ситуации? Однако слегка растерянные горбуновцы оказались не готовы ложиться в гроб прямо сейчас – и потребовали официальную бумагу. В ответ напуганным селянам показали решение – правда, не Страшного суда, а лишь администрации Пермского района. В нем значилось, что в рамках проектирования предварительно были проведены все необходимые проверки в соответствии с нормами Федерального закона «О погребении и похоронном деле».

Традиционно упрямые пермяки не поленились прочитать бумагу до конца и выяснить, что, согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам (СанПиН), между захоронением и жилыми домами должно быть не менее 500 метров. Более того, жители села Горбуново подали жалобу на решение о размещении кладбища.

Куда потечёт вода с кладбища?

Как и любая русская смута, недовольство малой группы селян быстро распространилось по окрестностям. Скоро заволновались жители села Кольцово. Они обратили внимание, что рядом с кладбищем проходит река Сыра, которая протекает поблизости от источников возле Успенского женского монастыря. Источники же, по оценкам Русской православной церкви, являются святыми.

– Проводилась микробиологическая экспертиза почвы, но ни в одном документе не указано, что почва у нас глинистая. Тут много водоемов и озер, очень близко грунтовые воды, – рассказала корреспонденту «Звезды» жительница села Кольцово Лидия Кузнецова. – И теперь представьте, что скоро эти «мертвые реки» из кладбища потекут в святые источники. Ну разве можно такое допустить? У нас в Пермском крае что, нет пустующих земель?..

Староста села Вячеслав Токарев рассказал «Звезде», что чиновники не обращались к местным жителям с предложением обсудить строительство кладбища.

– Мне приходится копать могилы, – поделился с журналистом «Звезды» староста. – И я точно знаю, что если почва глинистая (а у нас тут именно такая) и трупные элементы попадут в подземные воды, то обязательно выйдут в наш источник. А оттуда уже потекут и по рекам, и по колодцам.

Таким образом, местные жители не без оснований опасаются, что из-за особенностей почвы, уровня залегания грунтовых вод и соседства с речкой ядовитые стоки отравят не только жителей села, но и т. н. святые источники. Тем более что кладбище запланировано разместить всего в четырех километрах от села и монастыря.

Местные жители организовали инициативную группу и теперь самостоятельно собирают кадастровые выписки и карты, проводят видеосъемку. Благодаря их усилиям на ситуацию с кладбищем обратили внимание в межрайонной природоохранной прокуратуре. В прокурорском документе, имеющемся в распоряжении «Звезды», говорится, что «в указанном экспертном заключении нет данных о соответствии проекта санитарно-защитной зоны кладбища по ФЗ «О погребении и похоронном деле».

В итоге от администрации Пермского района потребовали направить в прокуратуру и местным жителям ответ с детальной аргументацией правомерности решения о строительстве кладбища. В противном случае будет проведена служебная проверка.

«Звезда» продолжит следить за локальным апокалипсисом в селе Кольцово.

Алёна Честикова

«По ночам на гумне струился свет…»

Предание гласит, что в деревне Кольцово жил богобоязненный человек Илья Кольцов, который, попав в беду, сподобился получить помощь от явившегося ему в образе старца святителя Николая Чудотворца. В память о полученной милости святитель благословил крестьянина написать святую икону с его ликом.

Икона оказалась слишком велика для его маленькой избушки, поэтому Илья поместил образ на гумно, где среди снопов и мякины ежедневно горячо молился своему благодетелю. Вскоре жители деревни Кольцово стали замечать, что по ночам на этом гумне струится свет, как от горящей свечи. Об этом стало известно местному духовенству. Торжественным крестным ходом икону несколько раз переносили в ближайший храм села Верхние Муллы, но она чудесным образом вновь возвращалась на прежнее место.

Затем место пребывания иконы оставалось неизвестным в течение почти 50 лет. Ее второе обретение произошло не менее чудесным образом. В Перми тяжко заболела женщина. В видении к ней явился святитель Николай и указал местонахождение иконы. По этому указанию она была найдена в пещере недалеко от Кольцова. Когда святыня была обнаружена, больная тотчас исцелилась от своего недуга.

С этого времени образ стали именовать «Пещерным», а место обретения нарекли Никольской пустошью. В 1872 году кольцовский храм, где обитала икона, сгорел до основания, но чудотворный образ удалось спасти. На месте сгоревшего храма в 1875 году на средства купцов Бахтеевых был воздвигнут новый – каменный.

Известности храму прибавил святой ключ – источник чистейшей воды, пробившийся у подошвы горы недалеко от пещеры.

По материалам сайта svyato.info

Справка «Звезды»

Николай Чудотворец

Древнейшим текстом, где упоминается святой Николай Чудотворец, является «Деяние о стратилатах» (IV век). Основное житие Николая Чудотворца в греческой (православной) традиции было составлено Симеоном Метафрастом в X веке. В нем, согласно предположениям историков, могли быть соединены детали биографий двух христианских епископов, живших в Малой Азии в III–IV и VI веках. Всего существует несколько десятков житий и описаний чудес, совершенных святым Николаем.

Жизнеописание

Николай Чудотворец (также Николай Угодник, Николай Мирликийский), согласно христианским жизнеописаниям, родился в городе Патары в древнеримской провинции Памфилия (ныне – территория Турции, провинция Анталья). Точные даты его жизни неизвестны, предположительно он родился в 270 году.

Родителями Николая были христиане, с молодости он изучал Священное Писание. Впоследствии его дядя – епископ Патарский – возвел племянника в сан священника.

В конце III века Николай совершил паломничество в египетскую Александрию, затем – в Палестину. Считается, что во время одного из путешествий в Египет совершил чудо: воскресил моряка, который упал с мачты. По другим преданиям, он молитвой спас судно от крушения.

Около 300 года стал епископом города Миры (Ликия, ныне – Демра, провинция Анталья, Турция). В период правления императора Диоклетиана (284–305), который подвергал христиан гонениям, Николай был заключен в тюрьму, впоследствии освобожден. Согласно некоторым из житий, участвовал в I Вселенском соборе в Никее (325), во время которого «ударил по щеке» Ария, основателя ереси арианства. За это был осужден на соборе, но избежал наказания. Будучи епископом, прославился благотворительностью, заступничеством за осужденных на смертную казнь и т. д.

Скончался предположительно в 345–351 годах в городе Миры. В православной церкви память святого отмечается 19 (6 – по юлианскому календарю) декабря и 22 (9) мая.

Почитание

Вскоре после смерти Николай Чудотворец начал почитаться как святой (точная дата канонизации неизвестна). Он остается одним из самых значимых христианских подвижников в православной, католической, лютеранской и древневосточных церквях.

Распространены сообщения о посмертных чудесах Николая Мирликийского, свершившихся после молитвы его иконам и т. д. Известен как заступник бедных, покровитель мореплавателей и путешественников. В России Николай Чудотворец является одним из наиболее почитаемых святых. Его памяти посвящено множество храмов и монастырей (больше – только Богородице).

В житиях часто упоминается, что святитель Николай дарил подарки и помогал детям из бедных семей. В католических странах с XIX века он стал прообразом Санта-Клауса, фольклорного персонажа, который приносит подарки на Рождество.

По материалам «ТАСС-Досье»



Новости Mediametrics: