Приехали

11 августа, 21:14


Реформа общественного транспорта в Перми обернулась неудобствами для пермяков и колоссальными финансовыми и репутационными потерями для властей.

Изменения в работе общественного транспорта Перми необходимо было вводить еще несколько лет назад. Так считали не только пассажиры (мнения которых мы не можем опубликовать в газете в связи с требованиями Роскомнадзора исключить нецензурную лексику на страницах СМИ), но и власти, и даже – неожиданно! – сами участники рынка.

Передвижной музей антиквариата на колёсах

Износ подвижного состава автобусов, обслуживающих пермские маршруты, к началу 2020 года превышал 70%. Это были великовозрастные (10 лет и старше) иномарки: «мерседесы», МАНы и «сетры»; отечественный автопром был представлен ПАЗами, ЛиАЗами и НефАЗами. Этот передвижной музей антиквариата на колесах слегка разбавили закупленные для нужд единственного муниципального перевозчика – «Пермгорэлектротранса» – в прошлом году «волгабасы».

Количество ДТП с участием общественного транспорта в Перми было на стабильно высоком уровне, по этому показателю столица Прикамья выделялась среди других российских городов-миллионников. Регулярные рейды ГИБДД и Ространснадзора выявляли сотни (!) нарушений ПДД, прежде всего в части неудовлетворительного технического состояния выходящих на линию машин. Ездить на пермских маршрутах стало реально опасно.

Крупное дорожно-транспортное происшествие с автобусом № 53 на ул. Новогайвинской, в результате которого погибла женщина, а еще 32 человека получили ранения, похоже, заставило власти сделать выводы. В отрасли началась реформа.

Хотели как лучше

Поэтапная реформа общественного транспорта в краевом центре стартовала весной этого года. Ей предшествовала большая подготовительная работа.

Мэрия пошла на беспрецедентный шаг: марафон общественных слушаний прошел во всех районах города. Чиновники выслушали все пожелания пермяков, часть из которых – действительно! – воплотили в жизнь. В частности, сохранили несколько популярных маршрутов из отдаленных районов города. Появилась интересная опция в виде бесплатной пересадки в течение определенного времени с одного автобуса (трамвая) на другой.

Перед тем как дать старт преобразованиям в сфере общественного транспорта Перми, профильный вице-мэр Людмила Гаджиева не раз говорила, что экономика проекта «четко просчитана». Кардинально поменялись сами условия конкурсов на обслуживание городских маршрутов. Их поделили на краткосрочные и долгосрочные, внутрирайонные и межрайонные.

Начался массовый переход на безналичную форму оплаты проезда. Более того, изменился сам принцип финансирования общественного транспорта Перми. Ранее вся выручка аккумулировалась непосредственно у перевозчиков. По новым правилам все деньги за проезд поступают в муниципалитет. А уже заказчик покупает время обслуживания каждого маршрута. «Такая схема, по мнению ее авторов, должна упорядочить транспортные потоки и график движения в городе, остановить гонку за прибылью на пермских дорогах», – рассказывает «Капиталу-Weekly» заместитель руководителя АНО «Совет общественного взаимодействия» Виктор Оборин.

Еще одна важная вводная, которая была обозначена в документах пермских реформаторов, – качественное переформатирование подвижного состава, выходящего на линии. Согласно требованиям департамента транспорта администрации Перми, обслуживать городские маршруты должны транспортные средства не старше двух лет с момента выпуска. Помимо этого, четко прописаны вместимость автобусов на каждом маршруте, наличие кондиционеров в салоне, доступность для маломобильных граждан и пассажиров с детскими колясками и велосипедами. Особые требования и к классу топлива: бензин не ниже «Евро-5», альтернатива – дизель или газ.

Серьезные метаморфозы произошли с маршрутной сетью общественного транспорта Перми. Значительная часть маршрутов кардинально изменилась – как на внутрирайонных, так и на межрайонных направлениях. Глава департамента транспорта администрации Перми Анатолий Путин обещал сделать основой новой сети современную, эффективную и удобную систему пересадок, построив несколько крупных транспортно-пересадочных пунктов по периметру центра города.

Главное же – на рынок пассажироперевозок Перми пришли новые игроки. Контракты на обслуживание более чем половины маршрутов транспортной сети выиграли иногородние предприятия: московское ООО «РТ Лайн» и подольское ООО «Автомиг». Эти компании аффилированы с крупными федеральными холдингами «Ресурстранс» и ГК «Ранд-Транс» соответственно.

По результатам тендеров «Автомиг» теперь обслуживает пять маршрутов из Кировского района (№ 15, 20, 60, 64, 80) и один (№ 77) из Орджоникидзевского. Цена вопроса – 6 млрд 14 млн рублей за пять лет. Маршруты № 1, 4, 14, 32, 67 будет обслуживать московское ООО «РТ Лайн». За работу в течение пяти лет фирма получит 4 млрд 360 млн рублей.

Местным монополистам пермского рынка пассажироперевозок – ООО «Дизель», ООО «Усадьба» и еще нескольким крупным ИП – пришлось потесниться. Они не смогли составить конкуренцию крупным иногородним игрокам.

Проблема дошла до «Инстаграма»

Однако, выиграв конкурсы, уже в первые дни победители нарушили взятые на себя по контрактам обязательства. На пермские маршрутные линии в начале лета вышли не блестящие новенькие суперкары, а арендованные старые автобусы из Удмуртии и Ленинградской области.

Начались и серьезные сбои в графике движения общественного транспорта. Всё это происходило в период ограничительных карантинных мер в связи со вспышкой COVID-19 (которой в последние полгода принято объяснять любые проблемы в стране). В любом случае в дело пришлось вмешиваться даже главе города.

Как известно, в современной России высшим уровнем реакции государственного служащего является признание той или иной проблемы в Instagram (18+). Дмитрий Самойлов написал в своем аккаунте: «Меня категорически не устраивает начало работы по новым контрактам в рамках изменения маршрутной сети. Департамент транспорта должен выставить финансовые претензии за несоблюдение условий контрактов, такое требование уже озвучено руководителям отрасли. Если по итогам первой недели ситуация не будет исправлена, будет ставиться вопрос о расторжении контракта».

Лишь спустя полтора месяца, к 15 июля, ситуация несколько исправилась. Но новые автобусы на пермских дорогах в заявленных в контрактах количествах появятся не раньше конца этого года. Таким образом, победители тендеров не смогли обеспечить выполнение их условий и вывести на маршруты в полном объеме обещанные транспортные средства.

Запланированные транспортно-пересадочные пункты – опора будущей городской транспортной сети – пока находятся в стадии проектирования. Разрекламированная система бесплатных пересадок, которая должна была нивелировать последствия от дробления маршрутов, на деле стала давать сбой. Пробки на въезде в город, ремонтные работы на дорогах в центре свели на нет эффект от внедрения системы «один билет – две поездки».

Сами новые маршруты выглядят бестолково. Пассажиры, мягко выражаясь, сетуют на них в социальных сетях. Увлеченные инновациями «молодые пермские реформаторы» ухитрились изначально ликвидировать даже единственный автобусный маршрут, который курсировал из города в аэропорт Большое Савино. Лишь после громкого скандала его удалось вернуть.

При этом сами изменения маршрутов были анонсированы только в Интернете и в СМИ. На остановочных пунктах висят прежнее расписание и старая информация о движении автобусов – которые теперь либо изменили направление движения, либо вовсе не ходят через эти остановки.

«Вишенкой на торте» стало закрытие железнодорожного сообщения на Горнозаводском направлении – которое уже осенью, с началом учебного года и завершением сезона отпусков, грозит транспортным коллапсом и большими проблемами при поездках в центр города из Орджоникидзевского района и пригородов Перми.

Получилось как всегда

Естественно, что реформаторы заявляли об ожидаемом «позитивном экономическом эффекте» от оптимизации пассажиропотоков. При этом все понимали, что на первом этапе придется потратить деньги. Издержки на запуск реформы оценивались городской администрацией примерно в 800 млн рублей. Однако на недавнем заседании специальной комиссии гордумы Перми по контролю за транспортной реформой были озвучены совсем другие цифры. Убыток отрасли по итогам года, как ожидается, составит 2,3 млрд рублей (почти 5% всего муниципального бюджета) – то есть в три раза больше.

По словам депутата Пермской городской думы Сергея Богуславского, доходы в январе – феврале составили 55% от расходов, в апреле – 26%, в июне – 45%. Судя по всему, городские власти ошиблись в расчетах экономики проекта: неадекватно оценили пассажиропоток, не учли льготников, не смогли заложить расходы на обслуживание самой платежной системы и прочее.

В итоге транспортная реформа в Перми означает дополнительную генерацию убытков для городских властей. Причем убытков не только финансовых, но и репутационных. И если материальные бреши власти пытаются залатать взимаемыми с перевозчиков штрафами (только за июнь городская администрация планирует предъявить к ним санкции на сумму 4,5 млн рублей за нарушение условий контрактов), то потерю доверия пермяков к реформаторам из мэрии возместить будет гораздо сложнее.

Игорь Коваль