«Пермь-300»: иллюзия на Каме. Грандиозный прожект Решетникова воплотился лишь в макете на закрытом заводе — Звезда

«Пермь-300»: иллюзия на Каме. Грандиозный прожект Решетникова воплотился лишь в макете на закрытом заводе

2020 , 11:00

До празднования грандиозного юбилея столицы Пермского края остается всего 3 года. Когда-то пермякам были обещаны грандиозные проекты и «толчок» в новое светлое будущее, вот только шансов реализовать все намеченное остается все меньше. Это признают даже в новом руководстве края. «Капитал Weekly» разобрался, что осталось от проекта «Пермь-300» и каким будет «праздник» на наших улицах.

“Хорошо бы выстроить мост…”

Пермь, основанная в 1723 г. известным географом, инженером и историком Василием Татищевым, встретит 300 лет 12 июня 2023 г. За эти столетия столица Прикамья прошла путь от небольшого поселения при медеплавильном заводе до города-миллионника.

К красивой дате решили готовиться основательно. Был запланировано 90 проектов на 207 млрд руб. Точный список этих проектов найти невозможно. Но пообещали краевые власти много: построить новый зоопарк, здание художественной галереи, Музей совриска, новую сцену Театра оперы и балета, транспортно-пересадочный узел на станции Пермь-2, гостиницу на месте конфетной фабрики, многофункциональный центр «Пермь-Сити» со спорткомплексом, железнодорожный и авто-вокзалы, перестроить здание завода имени Шпагина в культурный кластер. Задумано реконструировать транспортную  и инженерную инфраструктуру города, в том числе перестроить Комсомольский проспект, улицы Революции, Крупской, Героев Хасана, Строителей, обновить железную дорогу вдоль набережной и запустить по ней скоростной трамвай. А еще - построить мост через Каму (“Как бы хорошо было, если бы вдруг через пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян” - об этом мечтал еще небезызвестный Манилов, герой “Мертвых душ” Н.Гоголя).

Кроме того, вместо участка Горнозаводской ветки (по которой пустят трамвай) к 2023 г. предполагается построить Северный железнодорожный обход Перми.Как говорил в апреле 2019 года заместитель гендиректора АО «РЖД» по вопросам капитального строительства Сергей Макаров, инвестиции в проект составят порядка 25 млрд руб.

10 июня 2018 г. Владимир Путин подписал указ о подготовке к празднованию юбилея Перми. 15 ноября 2019 г. состоялось представление проектов, приуроченных к 300-летию, - посмотреть на это приехал куратор празднования, вице-премьер правительства РФ Виталий Мутко. 

“Это будет не трамвай, а одно горе...”

Однако с момента “старта” реализация большинства проектов сопровождались скандалами, срывами сроков, ротацией субподрядчиков. К примеру сравнительно небольшой - в несколько километров - участок улицы Революции должны были отремонтировать еще в этом году. Но ремонт все ещё идет, а цена вопроса стала существенно больше стартовой суммы в 650 млн руб. - в том числе из-за затягивания работ.

«Дело в том, что подрядчики заходили в конкурсы при старых ценах на стройматериалы и технику. Теперь же надо либо заменять изначально заложенные в проектах материалы - плитку, бетон, арматуру - на более дешевые аналоги, либо увеличивать смету. Других альтернатив нет», — рассказывает инженер-строитель Владимир Гусев.

Стоимость реконструкции улицы Строителей увеличилась более чем в два раза - из-за включения в проект новых участков. Изначально планировалась реконструкция дороги от улицы Куфонина до Стахановской за 4,9 млрд руб. Но затем потребовались дополнительные средства на выкуп имущества для расширения полос, кроме того, добавились расходы на строительство еще двух автомагистралей стоимостью 2,7 и 2,1 млрд руб.. В целом реконструкция подорожала до11,5 млрд руб.

Отдельная история с заменой электрички в центре города на скоростной трамвай - любимым проектом Максима Решетникова. Оно должна проходить в два этапа. В 2020-2002 гг. планируется перестроить под трамвай участок между вокзалами Пермь-2 и Пермь-1. В 2023 г. - продлить трамвайные пути до Мотовилихи. Протяженность новой ветки вдоль набережной будет около 9 км. Трамвай свяжет микрорайон Парковый и проходные Мотовилихинских заводов. Сколько всё это будет стоить - пока неизвестно. По предварительным оценкам, с учетом выкупа земли у ПАО «РЖД», реконструкции 9-ти километрового путепровода, строительства транспортно-пересадочных узлов, благоустройства и приобретения нового подвижного состава бюджет проекта составит около 20 млрд руб. Неизвестно, удастся ли выдержать сроки выполнения проекта в условиях резкого сокращения доходов краевой казны - и не придется ли жителям Перми добираться на набережную через котлованы и траншеи вдоль пути потенциального скоростного трамвая. 

“Плашек три восьмых дюйма нету. А трамвай собираются пускать! Это будет не трамвай, а одно горе”, - говорил в аналогичном случае слесарь-интеллигент Полесов, герой “12 стульев” И.Ильфа и Е.Петрова. 

Старый пермский зоопарк обещали перенести с территории бывшего монастыря в центре Перми практически все губернаторы в новейшей истории региона. Сейчас животные ютятся в тесных клетках, а посетители ходят по древним могильным плитам, которыми еще в советское время вымостили дорожки. Строительство нового зверинца началось еще в 2017 г. в Нагорном. Первую очередь проекта собирались сдать весной 2018 г., затем сроки сдвинулись на 2020 г., а теперь — и еще на два года. Всему этому предшествовало обрушение части объектов и жалобы рабочих на «болотистую местность».

Возведением нового зоопарка занимается московское АО «РЖДстрой», стоимость работ оценивается в 1,83 млрд руб. Однако уже как год строительные работы приостановлены, а вместо оптимистических рапортов о ходе работ СМИ публикуют занимательные отчеты о ходе следственных действий: правоохранительные органы разбираются в махинациях на мегастройке, директор краевого Управления капитального строительства Дмитрий Левинский и куратор проекта строительства нового зоопарка со стороны «РЖДстрой» Илья Козырев — под стражей. Обоим предъявлено обвинение по ч. 4 ст. 159 УК РФ «Мошенничество в особо крупном размере». 

В списке “обязательных” работ, который в любом случае придется завершить к июню 2023 г., эксперты называют: реконструкцию набережной, реновацию культурного пространства на территории бывшего завода им. Шпагина, завершение проекта на Эспланаде и наведение порядка в квартале 66, завершение работ на Комсомольском проспекте и улице Революции, ремонт фасадов в центральном планировочном районе. 

Что, судя по всему, точно будет готово к юбилею Перми, так это новый крематорий. Объект, который строится уже почти 10 лет, близок к вводу в эксплуатацию. Достройка будет осуществлена на деньги муниципалитета. Первого клиента в пермском крематории должны сжечь уже в 2022 г.

Время упущенных возможностей

Опрошенные “Капитал-Weekly” эксперты в один голос выражают беспокойство состоянием объектов проекта «Пермь-300».

Почетный архитектор России Игорь Луговой заметил: «Мне очень жалко и горько, что два года с момента Указа Президента потрачены бестолково и впустую. Нет утвержденной концепции подготовки, нет плана проведения юбилея, ни по одному крупному объекту нет проектно-сметной документации. К огромному сожалению надо признать, что уже не получится ни новую оперу, ни новую галерею, ни Пермь-сити, ни железнодорожный, ни автовокзал».

Менее эмоционально, но примерно в том же ключе высказываются в прокуратуре. Там пришли к выводу, что город не готов к празднованию круглой даты. В документе, подписанном прокурором Перми Виталием Дымолазовым в марте 2020 года, жестко указано: «Анализ состояния законности в этой сфере свидетельствует об отсутствии системного подхода при подготовке к празднованию юбилейной даты».

Председатель контрольно-счетной палаты Прикамья Геннадий Тушнолобов еще в февральском интервью «Новому Компаньону» (16+) говорил, что одной из главных ошибок подрядчиков была переоценка собственных сил и возможностей. «Я, например, заключил устное пари, что на строительство художественной галереи никто не заявится, - заявил он. - Потому что того объема подготовительных работ и того пакета документов, которые требуются, чтобы объект начал строиться, нет. Нет рабочей документации — вообще никакой. В техзадании написано, что её будет разрабатывать тот подрядчик, который выиграет аукцион. Чтобы её разработать, нужно минимум шесть—восемь месяцев. Остаётся что? За полтора года построить галерею при отсутствующих инженерных сетях? Поэтому понятно, что никто из строительных компаний на это дело не согласился».

По многим проектам «Пермь-300» предстоит провести масштабный аудит желаемого и возможного, уверен депутат Законодательного собрания Пермского края Олег Постников. «Планов громадье, и понимая, что с вводом ряда объектов скорее всего не успеть - формально их сдачу перенесли на 2024 г. Но реально, мне кажется, их сдачу перенесут на очень дальние сроки, - подчеркнул он. - В связи с этим у меня возникает вопрос - а не стоит ли сделать переоценку количества вводимых к 300-летию Перми объектов культурного назначения? В моем представлении, просто необходимо быстрее достроить зоопарк - это уже дело чести для новой краевой власти. Также важно все-таки построить универсальный концертно-спортивный комплекс и долгожданные объекты здравоохранения».



Новости Mediametrics: