Израильский вирусолог Екатерина Левицки: «Мы в самом начале изучения» — Звезда

Израильский вирусолог Екатерина Левицки: «Мы в самом начале изучения»

2020 , 13:15

Эксперт-вирусолог израильского медцентра, доктор медицинских наук Екатерина Левицки ответила на вопросы из Перми. Она находится на работе в медицинском центре «Ихилов» (г. Тель-Авив). Рабочий день ее начинается в 7 утра, а заканчивается, как повезет.

В Израиле на сегодня около девяти тысяч пациентов с коронавирусом. Из них 147 в тяжелом состоянии, более двухсот – в средней степени тяжести, все остальные болеют в легкой форме. В медцентре «Ихилов» лечатся сейчас более 50 человек – и в тяжелом состоянии, и в легком. Они находятся в отелях, которые страна выделила для них. Дело осложняется тем, что часть медицинского персонала на данный момент тоже находится в изоляции.

Лёгкий, полный и полный-полный

– Как организована работа по предотвращения эпидемии в Израиле?

– На данный момент в Израиле введен полный карантин. То есть из дома можно выходить самое дальнее на 100 метров. Магазины закрыты.

Сейчас в Израиле праздник Пейсах, и есть опасение, что люди начнут соединяться семьями, навещать родственников, поэтому введен «полный-полный» карантин. Мы, граждане, можем помочь себе и медицинским работникам с тем, чтобы быстрее вернуться к привычному образу жизни. То есть если мы будем сидеть дома, соблюдать указания министерства здравоохранения, не входить в общение с другими людьми, мы спасем не только себя. Мы спасем наших родителей, бабушек, которые находятся в зоне риска.

– Полиция следит за тем, чтобы люди не выходили из дома?

– Да, полиция и армия следят, перекрывают дороги, проверяют каждую автомашину.

– Стоят кордоны на дорогах? Нельзя выехать за пределы района своего проживания?

– Из города нельзя выехать. Можно передвигаться внутри города, отходить от дома на 100 метров.

Если человек живет в населенном пункте, где магазин или аптека находятся дальше, разрешается пройти и дальше. Но ни гулять в парке, ни гулять с детьми, ни выгуливать собаку далеко от дома нельзя.

– Нет никаких послаблений, чтобы съездить за город?

– Наоборот, с каждой неделей карантин всё жестче.

– Каковы штрафы за нарушение режима изоляции и карантина?

– Штраф – пять тысяч шекелей, то есть примерно, полторы тысячи евро. Штрафы большие, поэтому люди соблюдают режим, не выходят из дома и смотрят за соседями. Мы надеемся, что это поможет нам через неделю постепенно начать выходить из карантина.

«…Не приходится даже выходить»

Есть много волонтеров, которые помогают престарелым. К тем приходят молодые люди, которые развлекают, приносят еду, и социальные работники стараются вывести их из депрессивного состояния. Причем приходят только те, про которых точно известно, что они не инфицированы.

– А как это становится известно? Повально проходят тесты на коронавирус?

– Всем тесты мы не делаем, так как лаборатория не выдержит такого количества анализов. Мы проводим молекулярный тест, который занимает примерно пять часов с того момента, как лаборант начинает работать с пробиркой. Невозможно провести тесты всему населению, и мы проводим тесты тем, у кого есть симптомы.

– Вы как врач имеете право на свободное передвижение? У вас есть пропуск?

– Да, у меня есть пропуск на автомашине. Он позволяет мне выезжать, передвигаться из города в город, на работу и с работы. Но магазины закрыты, так что ехать в принципе некуда.

– Если магазины закрыты, как решается проблема с едой?

– До вчерашнего дня магазины были открыты. При этом правительство Израиля призывало заказывать продукты через Интернет. Магазины закрыли на несколько дней, чтобы люди вообще не выходили из домов, о чем предупредили заранее.

– Это, наверное, привело к ажиотажному спросу?

– Я бы так не сказала. Мы с мужем были в магазине позавчера: были обычные очереди, люди стараются быть на расстоянии двух метров друг от друга.

Я думаю, большинство заказывают себе продукты через Интернет. Людям не приходится даже выходить.

Тесты. Вакцина. Лекарства

– Как вирусолог скажите, какие виды тестов сегодня используются и насколько они репрезентативны?

– В Израиле используется только один вид теста – молекулярный, который позволяет определить зараженного коронавирусом со стопроцентной точностью.

– На чем он основан?

– Когда пробирка с вирусом попадает в лабораторию, лаборант должен его расщепить, очистить и сделать реакцию в режиме реального времени. Эта реакция очень точная. На данный момент еще в Израиле не было false positive (ложно положительных).

И в Израиле, и во всем мире сейчас говорят о тесте на антитела. Но на данный момент он неэффективен. Чтобы обнаружить вирус, мы можем произвести только молекулярный анализ. Чтоб выловить антигены (антитела), должно пройти недели две с момента заражения. В этом случае две недели человек ходит и заражает.

– Это обязательно сопровождается симптомами?

– Нет. 30 процентов населения – это «а-симптоматики», у них нет никаких симптомов. То есть ни сухого кашля, ни температуры, ни проблем с дыханием. Может ощущаться слабость в теле.

Самая главная опасность для населения состоит в том, что люди думают, что они не заражены. Поэтому в Израиле и ввели полный карантин, чтобы люди, которые уже заражены, но без симптомов, тоже находились дома.

– Тест, который нужно сдать, – это забор крови?

– Нет, это мазок из носоглотки, то есть со слизистых пазух носа и горла. В первые семь дней мы можем выловить вирус в основном на слизистых носа, а после он переходит в горло. С седьмого дня мы можем легко словить в горле. И потом он спускается в дыхательную систему…

– Недавно появилось видео из «Нью-Йорк таймс», где подробно рассказывается о том, как вирус попадает в легкие и почему он представляет такую страшную опасность, почему люди так быстро начинают погибать и почему заговорили о неэффективности аппаратов искусственного дыхания.

– Начну с того, что нас убивает не вирус. Убивает наша иммунная система. Вирус типа корона обладает рецепторами, которые находятся на внешней мембране. Он входит во взаимодействие с рецепторами, которые находятся в клетках дыхательной системы (так называемые ACI-2) и старается проникнуть внутрь клетки. Если у вируса получается проникнуть внутрь клетки дыхательной системы, она начинает с большой скоростью строить новые вирусы, что приводит к так называемому иммунному шторму. То есть в это время иммунная система посылает огромное количество клеток к вирусу, иммунные клетки начинают уничтожать вирус и тем самым поражают и убивают клетки легких. Что и приводит к пневмонии.

– Это означает, что сам организм начинает изолировать клетки, через которые проходит газообмен?

– Да, он начинает убивать клетки, в которых находится вирус. А это клетки легких, тем самым он убивает легкие вместе с вирусом.

– Что может предотвратить такую чрезмерную атаку иммунной системы? Есть препараты?

– На данный момент у нас не пользуются никакими препаратами. Только искусственная вентиляция лёгких (ИВЛ) или ЭКМО, то есть вентиляция через кровь. В некоторых случаях дают антибиотики, чтоб предотвратить переход пневмонии в бактериальный вид, так как это тоже очень опасно. В большинстве случаев такое лечение помогает. Но людей, которые страдали хроническими заболеваниями, или у которых иммунная система очень слабая, очень тяжело вывести, и это заканчивается летальным исходом.

– Исходя из процента летальности, сейчас идет очень много сообщений о том, что вирус не так опасен. Но почему тогда столько паники и почему медики настойчиво рекомендуют самоизолироваться?

– Отличный вопрос. Обычно эту инфекцию сравнивают с гриппом, который тоже респираторный вирус. И от гриппа смертность выше, чем от коронавируса. Но вакцина против гриппа у нас есть. Большая часть населения проходит вакцинацию, и мы знаем, как бороться с гриппом. На данный момент мы столкнулись с вирусом, который известен с 1965 года, но это новая мутация. Мы не знаем до конца всех симптомов, не знаем до конца, как с ним бороться. Мы находимся на стадии изучения, и у нас нет вакцины. Весь мир может быть поражен этим вирусом. А у нас нет ничего, чтобы предотвратить инфицирование.

– Недавно в Мельбурне заявили, что у них есть препарат, который может обезвредить вирус.

– Это, как и вакцина, находится на стадии тестирования. Лекарству необходимо пройти все барьеры тестирования, а это очень долгий процесс.

Вакцина может быть выпущена намного раньше. Можно рассуждать только о будущем, в этом году у нас, скорее всего, ничего не будет.

– А какие подвижки есть у израильских врачей?

– Каждый день мы стараемся понять, откуда вирус произошел. Израильские ученые стараются как можно лучше его изучить, потому что мы думаем: этот вирус не исчезнет с планеты. Конечно, когда будет лекарство или вакцина, нам будет легче. Но нам придется еще не раз о нем услышать.

– А человек, который вылечился, не представляет угрозу для окружающих?

– Вирус относится к группе респираторных вирусов, а значит, что человек может за один период заражаться несколько раз. Во второй раз симптомы могут быть очень легкие, как и при гриппе, но он может продолжать заражать. Для переболевшего вирус не несет угрозы, но для окружающих остается опасность.

– Значит ли это, что переболевший коронавирусом должен продолжать соблюдать условия самоизоляции?

– Именно так.

Как лечат. Группы риска

– Есть ли качественные противовирусные препараты с доказанной эффективностью?

– Есть препараты, которые используются при лечении вируса герпеса, и они используются при лечении других инфекций. Они очень сильные, и врачи их применяют только в случае, когда или только они, или летальный исход. Такие препараты не продаются запросто в аптеке. Их назначает врач, наблюдая за их побочными действиями.

– И всё же есть ли у вас в Израиле такие препараты, чьи свойства в борьбе с вирусами доказаны?

– Конечно, есть фирмы, которые продают препараты без рецептов, утверждая, что это природные препараты. Но их эффективность не доказана.

– Еще вопрос: некоторые врачи убеждаются в неэффективности аппаратов ИВЛ. Можно это прокомментировать?

– В Израиле ими пользуются. Человека отключают от ИВЛ, когда видят положительную динамику, когда легкие начинают работать самостоятельно. На данный момент у нас все, кто в тяжелом состоянии, подключены к этим аппаратам.

– Хватает ли их в Израиле?

– Достаточно. Когда началась вспышка в Китае, в Израиле подготовились заранее. И легкий карантин был введен, когда в Израиле было всего десять случаев.

Может быть, у нас это займет больше времени, но людям, которым будет нужен аппарат ИВЛ, их будет хватать. В Италии карантин ввели слишком поздно, когда было уже несколько тысяч зараженных.

– Кто, по вашим наблюдениям, еще находится в группах риска?

– На первом месте – люди, страдающие избыточным весом. В Израиле был случай, когда заболел 45-летний человек с лишним весом. Хотя он был спортсмен, не курил, у него болезнь прогрессировала очень быстро.

Курильщики тоже в группе риска. Посоветую хотя бы меньше курить, чтобы организм справлялся с вирусом в отсутствие угарного газа.

– Расскажите о симптомах, с которыми вы сталкиваетесь в своей практике.

– Кроме тех, что известны: температура, сухой кашель, осложнение дыхания, – мы сталкивались с диареей и болями в животе, вирус и туда может добраться. Может не быть ни температуры, ни кашля, только понос.

– Проникновение этого вируса можно остановить народными средствами: чеснок, имбирь?..

– Научных проработок на эту тему нет. Но думаю, хорошо, что люди «лечатся» ими. Самовнушение – тоже лечение.

– Появились разные мифы о лечении коронавируса. Можете их развеять?

– Самые главные мифы всем известны: якобы пить горячую воду каждый час, употреблять чеснок не измельченный, а дольками… Это по крайней мере не вредит. Лучше уж пить воду с чесноком, чем использовать такие препараты.

Источник фото: кадр 9-го канала ТВ Израиля и "Новости Израиля"/Flash90



Новости Mediametrics: