Женщина высокого полета. Сорок лет назад Галина Смагина первой из пилотесс в СССР стала командиром экипажа пассажирского авиалайнера

2019 , 14:30


Сорок лет назад, 30 июня 1979 года наша землячка Галина Смагина первой из женщин–летчиц совершила полет по маршруту Пермь – Ленинград – Пермь в качестве командира пассажирского Ту-134. В преддверии юбилея лётчица поделилась с газетой «Звезда» воспоминаниями о начале своего пути в профессии и наиболее примечательных страницах сложившейся судьбы. Это история, о том, как небо стало целой жизнью.

Тридцать лет «со справкой»

«Сказать, что с пяти лет я постоянно смотрела на небо – нет, не скажу», — отшучивается сегодня Галина Олеговна.

На то, чтобы появилось такое желание, повлияло послевоенное время. В тогдашнем обществе лётчики стояли на вершине своеобразного пьедестала почета. В год, когда юная Галя Смагина после седьмого класса школы пришла поступать в техникум, был запущен первый спутник Земли. Спустя ещё несколько лет Юрий Гагарин стал первым человеком в космосе. «Вся страна хотела быть космонавтами. И все понимали, что дорога в космос лежит только через авиацию», – напоминает собеседница.

Галя Смагина мечтала покорить безвоздушное пространство, но тогда попасть в отряд космонавтов было практически нереально. Чтобы продвинуть свою просьбу, мужчинам добираться до места приёма приходилось словно разведчикам – засекречено было всё. Женщин в те послевоенные годы не принимали ни в гражданскую, и уж тем более в военную авиацию.

Однако в начале шестидесятых несколько девушек в профессию прорвались – Галину и её двух подруг взяли в Пермском аэроклубе на лётное отделение. С одной из них Галина попала в опытную группу двадцати первых женщин-«реактивщиц»; летали на МиГах, потом на них же работали инструкторами – учили летать молодых ребят.

Когда все приятели только отправились учиться на МиГах, Галина угодила в больницу, где выслушала, что ей, оказывается, не только что летать, чуть ли ходить противопоказано. После полученной справки Смагина отлетает тридцать лет...

Свой первый полёт лётчица запомнила, понятно, на всю жизнь. Сложно забыть чувства, когда инструктор, всё время находящийся сзади, вдруг выходит из кабины и даёт добро на самостоятельный вылет.

— Трудно забыть чувство свободы, когда понимаешь, что нет сзади того «дяди», который подстрахует и поможет, — вспоминает Галина Олеговна. – Мы выполняли фигуры высшего пилотажа, участвовали в соревнованиях, заслуживали звания…

Прежде, чем стать командиром Ту-134, довелось освоить Як-40 и МиГ.

После аэроклуба, который летчица вспоминает сегодня с самыми теплыми чувствами, в судьбе Смагиной появился «Аэрофлот». Из лётчика пермячка стала пилотом. Есть ли разница? Обычному человеку сложно проследить границу между этими понятиями, но человеку, знающему своё дело, грань очевидна и понятна. У пилотов ответственность распределяется на всех, ведь они работают экипажем, а экипаж – это коллективный труд, коллективные решения и взаимопомощь. «Слово пилот даже звучит мягче», — замечает Смагина.

От лётчиков же требовалось не просто летать, управлять машиной, но и быть с ней единым целым.

Любой путь бывает тернист, особенно, когда торишь его впервые. Были и у Смагиной моменты, когда опускались руки и хотелось всё бросить. Поддержать всегда успевали хорошие люди. На людей везло.

Москва – Владивосток без дозаправки

В историю отечественной гражданской авиации вошло установление рекордов на Ил-62. В ее послужном списке пять мировых достижений.

Одним из таких было полёт на Дальний Восток, осуществленный целиком женским экипажем. Смагина с напарницами провели в небе 13 часов 20 минут без посадки и дозаправки. Именно после них началось выполнение беспосадочных полетов во Владивосток и на Камчатку.

«Тогда, — рассказывает пермячка, — с трудом по всему Союзу насобирали шесть женщин, которые так или иначе в авиации чего-то добились».

Никогда не забудутся сложнейшие, но потрясающие открывающейся красотой полёты в горах. Они относятся к третьей категории трудности. На пространстве всего Союза были только две–три таких трассы. На такие полёты далеко не каждый экипаж допускали — нужно было как минимум уметь садиться на ограниченную полосу, как максимум — нырять в ущелья.

Был и такой случай

Однажды на маршрут отправили практически без топлива. Подвесные баки забыли заправить, а выяснилось это лишь в воздухе. Когда лётчица определила, что топлива нет, а лететь ещё долго, приняли решение вернуться. Сажать самолёт на последних каплях не самое приятное, особенно когда топлива настолько не хватает, что двигатель уже в воздухе останавливается…

Бывало, приходилось сажать самолёт и в грозу. Молнией, словно ножом, срезало все токосниматели на крыльях...

В другой раз бортмеханик доложил, что в багажнике самолёта что-то тикает. Тогда, к слову, как раз стали известны случаи угонов самолётов и прочие нехорошие инциденты. О чём мог думать экипаж, зная о звуках в багажнике? Когда самолёт приземлился в Чарджоу и все пассажиры вышли, нашёлся хозяин тикающей вещи: один «студентик» пришёл забрать свой будильник...

Еще из неприятного — пожар на борту Ту-134. Пришлось прервать рейс после десятиминутного полёта...

Случаи, когда голосили: «Баба за рулём! Не полечу!» тоже бывали. Сегодня Галина Олеговна вспоминает их с улыбкой.

Восемьсот никто не налетает

В 1989 году она оставила авиацию, вернее, активную жизнь в отрасли. Больше за штурвал не садилась: «Мы летали по пятьсот, восемьсот часов в год. Такова санитарная норма для лётчика гражданской авиации».

Теперь столько уже никто не летает.

Для выполнения таких норм требовалось здоровье. Из экипажа, с которым устанавливали мировые рекорды, Смагина ушла из авиации последней.

Ныне Галина Олеговна – преподаватель Пермского авиационного техникума им. А. Д. Швецова. Профессиональная жизнь разделилась на две половины: тридцать лет она летала, тридцать преподаёт. Итого шестьдесят лет только с небом связано.

— Я и не отрывалась от того, с чего начинала, — говорит педагог. – Работа – моё хобби, и моё хобби – моя работа.

В 2011 году летчица в стенах учебного заведения создала народный музей авиации, в котором ныне сама проводит экскурсии.

Фото: газета «Звезда»

Текст: Анастасия Лекомцева

 



Новости Mediametrics: