Коктейль из химикатов на улицах: чем это грозит экологии города

2 декабря, 13:06

В предстоящий зимний сезон в Перми для борьбы с гололёдом используют 21,5 тысячи тонн реагентов. В основном это препараты «Бионорд» и «Галит», а также привычная песко-соляная смесь.

В первой половине ноября все эти средства прошли полевые испытания на пермских магистралях и улицах и вызвали множество нареканий горожан, как автомобилистов, так и пешеходов. Причем если с песко-соляной смесью всё более-менее ясно — её применяют с прошлого века, то вот новые препараты для плавления льда вызывают у пермяков опасения.

Миллиард на гололёд

В этом году на пермских улицах уже было два ледовых коллапса: в начале марта и в первой половине ноября. Счет только официально травмированных жителей пошел на несколько сотен. А уж граждан с синяками, ушибами и ссадинами, не обращавшихся в травмпункты, смело можно исчислять тысячами.

По официальным данным городских властей, Пермь к отражению погодных аномалий готова. Технический парк для этого сформирован: это более 350 единиц дорожной техники и от пятисот до тысячи дорожных рабочих. Средствами борьбы с наледью коммунальные службы тоже обеспечены. Только на приобретение противоголедных реагентов в трех районах города — Ленинском, Свердловском и Дзержинском — потратили более трети миллиарда рублей.

— Суммарно на всю Пермь затраты посчитать сложно, ведь, помимо официального приобретения через сайт госзакупок, большой объем противогололедных смесей закупают непосредственно подрядчики, ответственные за содержание дорожного полотна. Добавим к ним управляющие компании и ТСЖ, в их ведении — содержание придомовых территорий. Плюс владельцы торговых точек, офисных и развлекательных центров. Общие затраты на реагенты в этом сезоне точно превысят миллиард рублей, — оценивает объемы закупок председатель одного из пермских ТСЖ Сергей Синицин.

Удар по экологии?

Основные твердые реагенты, которые применяют в борьбе с гололедом, — это хлорид натрия и хлорид кальция (NaCl и CaCl2). Жидкие средства — это растворы твердых. Но есть и комбинированные варианты — смесь химикатов с фрикционной составляющей. Например, щебнем или мраморной крошкой.

Последствия для окружающей среды при обработке солями пермских улиц безусловно негативные, считают ученые. Хотя хлориды и служат лишь основой реагентов, но их процент в общей массе препаратов, используемых в борьбе с гололедом, достаточно высок. Так или иначе они попадают на почву. Причем не только на газоны. Машины разносят химикаты по всему региону.

— С приходом весны, в период таяния снега, соли попадают в почву. Её структура уплотняется, появляется своеобразная соляная корка. Это фатально для жизни почвенных микро- и макроорганизмов: червей, грибов, низших растений. Итог — общая деградация грунтов. Выжить на такой земле под силу сорнякам, преимущественно семейства пасленовых, — рассказывает кандидат биологических наук Ирина Шахаева.

Чрезмерное увлечение химикатами причиняет вред и братьям нашим меньшим. Кожа на лапах собак в агрессивной среде истончается, становится раздраженной, воспаляется, эпидермис постепенно разрушается. А уж если на конечностях были ранки, то тяжесть последствий может быть такова, что визита к ветеринару не избежать.

— Что делать, чтобы предотвратить негативное воздействие для собак в зимний период? Гулять с четвероногими ведь нужно регулярно. Идеальный вариант — надевать при выходе на улицу специальные пинетки. Собачья обувь сейчас существует, её, в конце концов, можно изготовить самим. Если же пёс у вас босой, то после прогулки стоит промыть питомцу лапы теплой водой. Хуже, если реагенты попали на слизистую животного, — говорит пермский эколог Нелли Алексеева.

Отметим, что с приходом теплого сезона, когда снег сойдет, последствия обработки улиц реагентами предстоит ощутить и пермякам. Часть химикатов останется на пермских улицах, а так называемые добавки — песок, щебень, каменная крошка — в лучшем случае будут смыты поливальными машинами на газоны, а в худшем — традиционно забьют и без того проблемную пермскую ливневую канализацию.

Зима готовит сюрпризы

Использование химических соединений в зимний период чревато последствиями и для имущества пермяков. В зоне риска автомобилистов — антикоррозийное покрытие автомобилей, у пешеходов своя беда — обувь, особенно из натуральной кожи, она наиболее уязвима к воздействию солей. Защитные кремы отчасти могут нивелировать негативное воздействие агрессивной внешней среды. Парадокс, но качественный кожзаменитель более устойчив к воздействию дорожной химии.

— Наиболее уязвимый фрагмент обуви в зимний период — это место соединения подошвы с основной частью сапога или ботинка. Стоит регулярно и тщательно обрабатывать этот участок защитными средствами. Как, впрочем, и всю обувь, особенно кожаную, нужно сразу же очищать. Прежде всего это касается комбинированных моделей и моделей из нубука, замши, — делится советами консультант Лариса Каменских.

Сами же производители противогололедных реагентов призывают потребителей своей продукции строго придерживаться технологии её применения. «Правильная технология применения реагентов следующая: сначала техникой удаляется рыхлый снег, для удаления наледи и наката рассыпают реагент. После этого выдерживают паузу в 20–40 минут. А затем грейдером с дорог и тротуаров собирают и вывозят снежную кашу. На один квадратный метр нужно около 100 граммов реагента, если температура на улице около -30°С. При -5°С нужно всего 20–30 граммов продукта для того, чтобы размягчить 10–15% льда и облегчить уборку. Если на дороге в -20°С видно лужи, значит, подрядчик использовал слишком много реагента, и тот полностью растопил наледь. Снег превратился в соленую воду, которую убрать труднее, чем снежную кашу», — такую инструкцию даёт сайт одного из основных поставщиков противогололедной смеси «Бионорд» на пермский рынок.

Синоптики на предстоящую зиму прогнозируют нестабильную погоду с перепадами температур. Это значит, что испытания предстоят и пермякам, и подрядным организациям, и властям. Силы и средства последние выделили на борьбу со стихией немалые. Эффективность их использования оценивать всем пермякам.

Николай Ставцев, фото Владимира Бикмаева




ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ