«Учат халяве»? Пермский фольклорист объяснила, почему сказки не виноваты в финансовой неграмотности россиян

16 января, 19:13

Первый зампредседателя Центробанка РФ Сергей Швецов призвал менять русские народные сказки, потому что они формируют у населения веру в легкую наживу и подрывают финансовую грамотность. Чтобы выяснить, так ли это и чему на самом деле учат русские народные сказки, корреспондент «Звезды» пообщался с профессиональным фольклористом.

На заседании комитета Госдумы по финансовому рынку Сергей Швецов заявил, что сказки о Золотой рыбке и «По щучьему велению» создают помехи в повышении финансовой культуры населения России, поэтому их нужно менять и нужно отказываться от того, чтобы «обучать детей халяве».

—  Мы детям рассказываем про Золотую рыбку, про щуку. Вот смотрите: старший брат работает — он дурак, средний брат работает — дурак, младший сидит на печи, дальше он ловит щуку — у него все хорошо. С детства это переходит с возрастом в плоскость отношений с финансовым рынком. Поэтому надо сказки менять, понимаете. Мы должны отказаться от этого бэкграунда, — приводит слова Швецова агентство городских новостей «Москва». — Поэтому нужно формировать культуру финансовой грамотности.

О том, что такое фольклорная сказка, несет ли она воспитательную функцию и чему учит на самом деле, рассказала «Звезде» Светлана Юрьевна Королева, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы ПГНИУ, фольклорист.

— Нужно понимать, что фольклорная сказка — жанр не детский, а взрослый. Сказка в том виде, в каком мы ее знаем, была рассчитана в первую очередь на взрослого слушателя. Хотя детям сказки тоже рассказывали, но это была не основная аудитория. А взрослых уже поздно воспитывать, и у них другие потребности. Их потребности связаны с развлечением, с отдыхом, — отмечает Светлана Юрьевна.

Большая часть сказок записана от крестьян, которые много и тяжело работали. Сказки давали им возможность отвлечься от повседневной жизни и отдохнуть за счет особой атмосферы: страха и ужаса — но легкого, щекочущего нервы, — и чего-то чудесного, волшебного.

— Часть этого волшебства — то, что герою все легко дается. Слушатели сказки — взрослые люди — понимают, что на самом деле в жизни все дается трудно, — отмечает эксперт.

В таком случае возникает вопрос: вредны ли сказки для современных детей, если изначально они рассказывались взрослым?

— Часть этических установок, которые в сказках есть, наверное, действительно устарела по современным меркам. Но несмотря на то, что в сказках есть какие-то вещи, явно сегодня непонятные и звучащие несовременно, я бы не стала говорить, что сказки вредны.  Когда ребенок слушает сказки, он вряд ли думает про «халяву». Для ребенка есть более яркие вещи: он наслаждается безопасным страхом и всем чудесным, волшебным, фантастическим,— рассказывает Светлана.

Значит ли это, что сказки не нужно рассказывать детям и они не несут совсем никакой воспитательной функции? По мнению фольклориста, это не так.

—  Есть народные сказки про трудолюбие, про необходимость упорно трудиться и ответственно относиться к ведению хозяйства. Это женские сказки, где героиня —молодая девушка, как правило, падчерица, которая осталась без матери: «Золушка», «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко», немецкая «Бабушка Вьюга». В них именно умение героини справляться со своими обязанностями и трудолюбие потом вознаграждаются. Есть сказки героические —о змееборцах, где герою предстоит столкнуться с чудовищем, и поединок дается ему с трудом — он изранен, по колени и по пояс уходит в землю, бой длится три дня и больше.

Однако ждать того, что сказка научит подрастающее поколение отношению к финансам, по меньшей мере странно — этого в ней просто нет.

— Сказка учит взаимоотношениям. Для традиционного сообщества, для крестьянской общины правильные отношения с людьми были очень важными. Сказка учит вежливости, уважению к старшим и доброте, тому, что не нужно реагировать на внешний вид, ведь мы часто не знаем, кто перед нами, поэтому не надо быть грубыми, а нужно быть вежливыми. А также учит тому, что, если ты не знаешь, как поступить, то иногда нужно спросить совета у более опытного человека, — рассказывает Светлана Королева.

Если говорить конкретно о сказках про Золотую Рыбку и «По щучьему велению», то на первый взгляд действительно может показаться, что они о «халяве», но это ошибочное мнение, так как они тоже о человеческих отношениях и пороках.

—  Они на самом деле тоже про отношения, про правильные этические отношения. «Золотую Рыбку» я бы вообще не ставила в этот ряд, потому что она литературная и лишь потом «ушла в народ», – хотя очень похожие фольклорные сюжеты у нас тоже есть. Так вот, это сказка про плохие последствия жадности – когда человеку надо все больше, он заносится и не может уже остановиться. Очень актуальная история, по-моему. А сказка «По щучьему велению» на первый взгляд про халяву, да. Но только на первый взгляд. Мало кто замечает, что самое важное герой сделал в самом начале: он поймал щуку, но не пошел хвастаться этим, хотя мог бы поднять свой авторитет в глазах братьев и отца, не пошел продавать ее на базар, не сварил из нее уху, чтобы наесться до отвала, а он ее отпустил. Он проявил сострадание и доброту и выполнил просьбу. Это тот самый важный поступок, который он мог совершить. А дальше он просто ждет, что все измениться, потому что заручился помощью сказочного существа. Это сказка не про лень, а про отношения, которые не менее важны, чем финансовая грамотность, — подчеркивает эксперт.

При этом сказки имеют психологическую пользу — у них хороший финал, который закладывает у детей убеждение, что все может закончится хорошо, если только не сидеть на месте, а что-то делать.

— Хороший сказочный финал — это то, что в человеке формирует умение справляться с трудностями, не опускать руки и идти до конца, — комментирует фольклорист.

По мнению Светланы Королевой, для современных детей сказка — не единственное, что влияет на их воспитание, есть еще мультипликация, детские и взрослые фильмы. Но больше всего детей воспитывает реальный пример, который у них перед глазами. Поэтому проблему финансовой грамотности населения стоить решать не изменением сказок или отказом от них, а практически ориентированными образовательными программами, которые нужно вводить в школе.  И некоторым взрослым такой финансовый ликбез тоже бы не помешал.

Оформить подписку на e-mail