1 августа Пермскому зоопарку исполнилось 85 лет — Звезда

Жизнь замечательных зверей

2018 , 15:58

Пермский зоопарк — один из старейших в России. Основан он был в 1933 году, но история его началась раньше, с «Уголка живой природы», созданного в Пермском областном музее в 1922 году. В коллекции зоопарка представлены 370 видов животных, численность обитателей — более двух тысяч особей. Из них около 50 видов занесены в Международную Красную книгу и Красную книгу РФ.

Возвращение харзы

— Елена Григорьевна, недавно пермяков взбудоражил побег харзы из зоопарка. Как ей это удалось и часто ли такое случается?

— Животные убегают во всех зоопарках. Они исследуют всё, что им доступно, в том числе день за днем испытывают свои вольеры на прочность. И в конце концов могут найти слабое место. Могут отодвинуть железный прут или сделать подкоп. Даже если каждый день сотрудники просматривают вольер на целостность, не всё можно заметить. А видеокамеры в этой ситуации просто фиксируют то, что случилось. Неудавшихся побегов, к счастью, у нас больше, чем удавшихся. До побега харзы нечто подобное было два года назад: улетела самка тукана, выбравшись через сетку в потолке.

— С какими животными, на ваш взгляд, больше проблем?

— Самые проблемные и опасные животные — это слоны. Они очень умные и сильные, а их хобот способен на многое. Наш слон Джон и швеллеры ломал, и крышу разбирал, и кирпичами в людей бросал. На втором месте медведи, потому что они тоже очень умные и любят разрушать всё, специально проверяя каждую трещину и пытаясь ее увеличить. Они и замки раскручивать умеют, так что содержать медведей как белых, так и бурых — большое испытание. К тому же они очень много едят. Например, в июле наши белые мишки Милка и Сэрик съедали дополнительно к ежедневному рациону 6 килограммов свинины. Но кто может представить современный зоопарк без медведей? Наши выдры и харзы сидят за двойной мелкой сеткой, что очень не нравится посетителям. Но таким ограждение сделано именно из-за посетителей, потому что они любят совать туда пальцы. Никто столько пальцев не поранил, как харза — этот маленький и, казалось бы, не самый страшный хищник.

Круговорот зверей

— Как вы сотрудничаете с другими зоопарками? Обмениваетесь ли вы животными, продаете ли их?

— Конечно, мы сотрудничаем с другими зоопарками, заповедниками, питомниками. Капибар в этом году мы продали в молодой зоопарк «Лукоморье» в станице Голубицкой. Часто обмениваем животных, иногда отдаем на передержку. Например, орланов мы получили из Московского зоопарка как раз на время: они остаются собственностью Московского зоопарка, а мы за ними присматриваем. Бывает, что животных родилось слишком много, а спроса недостаточно. В этом году у нас перебор с зайчатами. Когда год назад мы выпустили зайцев в Черняевский лес, то получили очень негативную реакцию от пермяков: мол, зачем вы отправили зайцев на верную смерть. Если мы не сможем реализовать их до конца августа, то всё равно будем выпускать в природу, потому что здесь они точно не выживут. Причем не только из-за драк, но и из-за болезней. Если каких-то животных становится слишком много, то возникают инфекции. Но будем надеяться, что их всё-таки разберут. Конечно, животное продать можно до определенного возраста.

— Раз мы заговорили о возрасте — есть ли в зоопарке долгожители? Сколько лет вашему самому пожилому питомцу?

— У всех животных разная продолжительность жизни, поэтому сравнивать их по возрасту сложно. У нас есть серые журавли, которым под сорок лет — для журавля это прилично. Самка родилась в природе и принесена была к нам еще птенцом, а самец вылупился в инкубаторе питомника журавлей Окского заповедника, откуда мы его и получили. У нас была самка гималайского тара, прожившая с нами 17 лет, — по меркам таров ее смело можно считать долгожителем. Есть тридцатилетняя черная пони, очень пожилая. Есть медведи, которым уже под 25 лет, но они еще, если можно так сказать, в самом соку. Нашей рыси Пятнашке уже больше 25 лет — надо сказать, рыси вообще столько не живут. Мы заботимся о наших подопечных. Сейчас по утрам в клетках мы проливаем холодный субстрат, чтобы тем животным, кому это нужно, было проще пережить жару. Для страусов у нас есть душевая установка. Позволить себе лить воду круглосуточно мы не можем, включаем её на полчаса в пики жары. Некоторых животных приходится поливать из шланга. У вольеров для львов полы с электроподогревом, чтобы поддерживать плюсовую температуру зимой.

Проблемы взаимодействия

— Как вы относитесь к контактным зоопаркам?

— У нас есть контактный зоопарк. Всё упирается в то, насколько прямое взаимодействие человека с животным, то есть может ли посетитель погладить, взять на колени, покормить. Также многое зависит от площади, количества и видов животных. Каждая отдельная особь – контактный зверек, он любит взаимодействовать с человеком, ему от этого хорошо. Но от избытка контактов животные утомляются так же, как и люди. Если в контактном зоопарке нет большой нагрузки на питомцев, то есть контро­лируется количество посетителей или животных часто меняют, то почему бы нет, горожанам нужно общение с природой. Но если нет нормального баланса, если у животных слишком большая психологическая и физическая нагрузка, есть опасность, что их могут затискать или загладить буквально до смерти – именно поэтому правильная организация очень важна. Надо сказать, что не только в контактных, но и в обычных зоопарках посетители часто неправильно себя ведут. Тыкают палками, кидают камни, бьют ногами по вольерам. И самое неприятное — кормят животных всякой гадостью. Я понимаю, что это делается из добрых побуждений, но в зоопарке нет голодных зверей, поэтому не надо давать им то, что завалялось у вас в кармане. Для животных это может обернуться долгим лечением и даже смертельным исходом. К счастью, у нас есть квалифицированные ветеринары, но иногда и им не удается спасти страдальцев.

— Что вы ожидаете от посетителей зоопарка?

— Мы приглашаем всех посещать зоопарк как можно чаще и уважительно относиться к животным, не обижать их. Обычно ежегодно к нам приходят 270–290 тысяч человек. Но этот год стал для нас не очень удачным, потому что сезон, который должен был начаться в мае, наступил только в конце июня. А содержание зоопарка — чрезвычайно затратное дело, деньги, которые наши гости платят за билеты, идут на кормление, лечение животных и неотложный ремонт. Одних только денег, которые дает город, нам не хватает.

— Могут ли обычные горожане работать у вас волонтерами?

— Волонтеров в зоопарке нет, потому что работа опасная, животные могут нанести человеку очень серьезный вред. Прежде чем человек сможет работать, его нужно хорошо подготовить: чтобы он сам цел остался, животному не навредил и не выпустил случайно. Поэтому мы сами заботимся о животных, а пермяки и гости города пусть приходят на них посмотреть.

Текст: Оксана Левченко
Фото: Владимир Бикмаев



Новости Mediametrics: