Существуют ли в Пермском крае равные карьерные возможности для мужчин и женщин? | Экономика | Гендер | Статистика | Законодательные инициативы | Пермский край — Звезда

Права без шанса

2018 , 13:51

На прошлой неделе Госдума РФ отклонила проект закона о гендерном равенстве. Вопрос о наличии равноправия мужчин и женщин традиционно является триггерным в социуме. Как отмечают эксперты, движение к гендерному равенству — это один из аспектов модернизации общества. Согласно социологическим исследованиям, Россия занимает 53-е место в мире по уровню зарплатного неравенства. В то же время для многих эта тема лишь «выдумки феминисток», мол, женщины давно обрели равные с мужчинами права и возможности труда. Так ли это?

Новый вектор

В XX веке в научной среде стали применяться междисциплинарные исследования, позволившие более широко и полно взглянуть на привычные дисциплины. Одним из таких направлений стала гендерная экономика — направление, исследующее с помощью инструментов экономической теории динамику гендерных процессов.

Если перевести на понятный язык, звучать это будет примерно так: гендерная экономика изучает, как задействованы в народном хозяйстве мужские и женские трудовые ресурсы, что происходит в разных отраслях, каким образом распределяется средняя заработная плата в зависимости от пола работников, каким образом мужчины и женщины могут себя реализовывать, и так далее.

Все эти вопросы изучаются через статистические данные. Так, для общего понимания процессов Всемирный экономический форум ежегодно публикует данные по индексу гендерного разрыва для разных стран. Индекс измеряет гендерные различия в доступе граждан отдельных стран к ресурсам и возможностям (вне зависимости от уровня богатства территории). Основные параметры, которые учитываются при измерении индекса гендерного разрыва, — экономическое участие и карьерные возможности, образование, здоровье и выживание, а также политические права и возможности.
Россия в этом перечне находится практически в середине — 75-е место из 144. Получается, ситуация по этому вопросу у нас в стране не радужная, а совсем даже наоборот.

Задержка на десятилетия

При этом буквально на прошлой неделе Госдума отклонила законопроект «О государственных гарантиях прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностях для их реализации», который был внесён на рассмотрение — внимание! — ещё в 2003 году. 15 лет проект, принятый в первом чтении, лежал и ждал второго. Вот так страна, находящаяся на 75-м месте в мире по индексу гендерного разрыва, определяет важность и нужность этой темы для себя.

Справедливости ради, отклонили главным образом по той причине, что законопроект за это время устарел и требует доработки. Но сам факт, что документ пролежал долгие годы без рассмотрения, уже достаточно красноречив. Очевидно, законотворцы в основной своей массе не считают тему гендерного равенства важной и заслуживающей сколько-нибудь значительного внимания.

Гендер и экономическая эффективность

Ситуацию гендерного баланса в экономике региона изданию «Капитал-Weekly» прокомментировала доцент НИУ ВШЭ в Перми Марина Завертяева. Марина Александровна специализируется на исследовании топ-менеджмента крупных российских корпораций:

— Результаты исследований по крупным корпорациям показывают, что, если доля женщин в топ-менеджменте компании становится выше, компания при прочих равных показывает лучший результат (при этом ведётся конт­роль всех остальных факторов, которые также могут увеличивать эффективность). Именно поэтому в Европе на законодательном уровне приняты нормы по доле женщин в составе совета директоров, к которым их компании должны прийти к определённому сроку (некоторые — к 2015 году, некоторые — к 2018-му). Эти нормы составляют 30–40 процентов от общего состава.

Связано это, во-первых, с тем, что женщины в руководстве могут обращать внимание на какие-то моменты, на которые мужчины внимания не обратили. Женщины в руководстве более коммуникабельны, они лучше понимают потребности клиентов. Где-то более осторожны, где-то более рискованны и в целом более гибко действуют и лучше учитывают ситуацию.
При этом надо понимать, что женщины-руководители всё же отличаются от среднестатистического женского портрета (который традиционно предполагает мягкость и уступчивость): им приходится своими силами пробивать «стеклянный потолок» на пути к должности, поэтому такие женщины, как правило, очень жёсткие.

Кстати, справедливости ради нужно сказать, что в некоторых отраслях уже устранено гендерное неравенство. В докладе на XIX Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ прозвучали данные по правоохранительным структурам. Согласно данным доклада, доля женщин в полиции превысила 15 процентов (это порог, за которым профессия перестаёт считаться гендерно маркированной). И хотя женщины в основном трудятся на более привычных поприщах (комиссии по делам несовершеннолетних, документооборот, аналитика, дознание и следствие), тем не менее увеличение доли женщин в целом пошло правоохранительным органам на пользу. Об увеличении женских ролей в полиции, кстати, можно судить и по массовой культуре: в последние годы в России стали весьма популярны телесериалы с женщинами-следователями или экспертами в главных ролях.

Можно предположить, что устранение гендерных перекосов (в том числе в другую сторону — в первую очередь, конечно, на ум приходит сфера образования, где женщин традиционно подавляющее большинство) позволит сделать любые отрасли более эффективными за счёт более разностороннего взгляда на те или иные аспекты и проблемы.

Дисбаланс по-пермски

Пока же о всеобщей гармонии приходится только мечтать. Статистика — вещь упрямая. Далеко ходить, собственно, не надо — можно посмотреть, как у нас дело обстоит.

А у нас вот так. Пермское отделение Федеральной службы государственной статистики опубликовало данные о средней заработной плате за произвольно выбранный месяц (октябрь 2017 года) по Пермскому краю для мужчин и женщин. И вот что получилось: по данным статистики, в Пермском крае в среднем женщины зарабатывают почти на 30 процентов меньше, чем мужчины. Такую значительную разницу никак не спишешь на статистическую погрешность.

Данные по отдельным отраслям тоже неутешительны. Практически в каждом секторе наблюдается зарплатное неравенство, особенно большой разрыв — в зарплатах руководителей (зарплата женщин-руководителей отличается в меньшую сторону — на 36,2 процента) и специалистов среднего уровня квалификации (там женщины в среднем получают почти вполовину меньше, чем мужчины, — на 42,5 процента).

В других категориях разрыв не такой впечатляющий, но в целом всё равно сохраняется. За исключением квалифицированных работников сельского и лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства, в этой сфере женщины получают аж на 19 процентов больше.

Почему такой впечатляющий разрыв? Справедливо ли это? Особенно если учесть, что практически всегда дети при разводах остаются у матери (почему практика нынешних судов такова — это другой вопрос, но вообще-то довольно редки случаи, когда отцы заявляют о том, что хотят детей забрать себе. С матерью дети при разводе остаются как бы по умолчанию). А это значит, на свою изрядно меньшую зарплату женщине приходится кормить-обувать-одевать не только себя, но и детей. А ведь ещё здесь не рассматривалась статистика по домашнему труду (она тоже есть, и тоже неутешительная).

Развитие гендерной экономики, более глубокое изучение и понимание процессов, происходящих в тех или иных отраслях, направление их в сторону устранения перекосов и достижения равноправия могут оказаться перспективными не только для региона в целом, но и для отдельно взятых граждан.

Текст:  Светлана Гаврилова
Фото: открытые источники

 



Новости Mediametrics: