Чувствуют ли экономический спад религиозные организации Пермского края? | Общество | Религия | Экономика | Пермский край — Звезда

Вера в лучшее

2018 , 14:55

На прошедшей неделе митрополит Волоколамский Илларион рассказал СМИ, что из-за снижения покупательской способности россиян доходы храмов от продаж товаров религиозной направленности снизились. Илларион комментировал предварительные данные Росстата за 2017 год, согласно которым уровень бедности вырос в 44 регионах. Представители других конфессий в Перми поделились своими проблемами и рассказали, как сказывается уровень доходов пермяков на бюджете религиозных организаций.

По данным Пермьстата за 2017 год, 396,04 тысячи жителей Пермского края имеют доходы ниже прожиточного минимума (15,1 процента от общего числа жителей Прикамья). В 2016-м эта цифра составляла 12,9 процента.

В среднем по Приволжскому федеральному округу доля пермяков с доходами ниже величины прожиточного минимума составила 12,3 процента. Действительно ли такая статистика отражается на экономической стабильности религиозных организаций?

Иудаизм

Раввин Центральной пермской синагоги Шмуэль Корень уверен, что да. Он рассказал о том, что, несмотря на достаточно большое количество иудеев в Перми, синагоге приходится часто сталкиваться с финансовыми трудностями:

— Наше сообщество чувствует, что людям стало финансово труднее. Цены действительно растут быстрее, чем зарплаты и пенсии. Мы ощущаем, что благотворительная поддержка снизилась. Трудностей у нас много: коммунальные расходы, здание синагоги нуждается в постоянной поддержке, на помощь бедным идёт меньше средств, чем было раньше. Кроме того, сотрудникам надо на что-то жить, нужно выдавать им зарплату. И это делать тоже с каждым днём всё труднее. Содержать синагогу в нынешних условиях непросто. Но в нашей системе обучения все работают на добровольной основе, потому что понимают необходимость нести божественные знания, которые помогают людям быть людьми.

Лютеранство

Проповедник Евангелическо-лютеранской церкви Святой Марии Владимир Шефер рассказал, что сейчас у церкви глобальных проблем нет:

— Пару-тройку десятилетий назад действительно были сложности. Касались они возвращения в собственность здания храма. В Перми сложилась довольно большая община лютеран, которая в своё время и построила церковь, но после здание забрали и в нём появился Дом актёра. Спустя некоторое время власти вернули права на здание лютеранам и начался долгий период его восстановления. Тогда была существенная партнёрская помощь от Германии. Сейчас у лютеранской общины есть своя церковь, здание пастората, где проходят библейские занятия, церковный сад. А поскольку церковь является памятником архитектуры регионального значения, нас поддерживает краевая администрация, периодически выделяя средства на ремонт. Мы живём на пожертвования прихожан и в целом получаем самоокупаемость. На большие церковные праздники у нас собираются свыше ста человек. А вот летом, в сезон отпусков, бывают человек 20–30. Молодёжи не очень много, и это действительно беспокоит. Думаю, что, возможно, снизилось количество пожертвований из-за того, что прихожан стало меньше. Проблемы, связанные с обеспечением храмов, по моему мнению, были всегда, но при любых обстоятельствах служители церкви находили возможность обеспечить достойные условия для верующих.

Ислам

В Пермской соборной мечети представители мусульманского мира рассказали о большой взаимовыручке среди прихожан:

— Мы не замечаем, чтобы кто-то из пермских мусульман испытывал серьёзные финансовые затруднения. Но у нас были случаи, когда в мечеть обращались за помощью, и мы помогали людям чем могли. Порой состоятельный прихожанин приобретал для неместного человека, который попал в трудную жизненную ситуацию, билет домой, — говорит Мухаммад хазрат. — В мусульманском мире проповедуется довольство тем, что имеешь, хотя стремление к качественному уровню жизни не порицается. Мусульманин должен содержать семью в достатке. Мечеть является памятником, и в части крупных затрат нам, конечно, помогают власти. Реставрационные работы сегодня не по силам выполнить только на пожертвования. Но кто хочет и может помочь, тот это делает. В порядке частного финансирования сейчас строится несколько мечетей. Прихожане самостоятельно покупают строительные материалы и лично участвуют в строительстве.

Русская православная церковь

В пресс-центре Пермской епархии Русской православной церкви отказались комментировать тему.

– Мы не будем озвучивать наше мнение по этому вопросу, – ответили корреспонденту «Капитал-Weekly».

Тайна за семью печатями

Эксперты-религиоведы подчёркивают, что религиозные организации не должны быть экономически выгодными институтами, ведь существуют на свои средства, а потому поступление и распределение финансов чаще всего непрозрачны.

Представители религиозных общин отметили позитивную тенденцию в работе межконфессионального консультативного комитета Пермского края. На заседаниях МКК можно обозначить трудности, с которыми сталкиваются религиозные сообщества, и быть услышанными местной властью.

В 2017 году в Пермском крае зарегистрированы и действуют 457 религиозных организаций различных конфессий и деноминаций. 244 организации относятся к Пермской митрополии Русской православной церкви, действуют 106 мусульманских организаций, 17 организаций Русской православной старообрядческой церкви и более 100 других религиозных организаций. Практически все они существуют за счёт пожертвований прихожан и испытывают различные сложности.

Текст:  Арина Тетерина
Фото: открытые источники



Новости Mediametrics: