Казачьим дружинам в Пермском крае разрешили нести службу по охране общественного порядка I Безопасность в Прикамье I Пермский край — Звезда

Тоска по нагайке?

2018 , 14:46

После почти года заседаний, обсуждений и дебатов краевое Законодательное собрание приняло во втором чтении новую редакцию закона «О казачьих дружинах в Пермском крае». И теперь реестровые казаки могут на законных основаниях нести службу по охране общественного порядка, участвовать в тушении пожаров и так далее. Да ещё и будут получать оплату за свой труд, как народные дружинники, и иметь страховку за счёт государства в случае участия в добровольных пожарных расчётах.

Пусть это смелый шаг в легализации данного пёстрого воинства, однако ряд депутатов уже сегодня предсказывает, что активисты казачьего движения на этом не остановятся и будут требовать для себя новых преференций: разрешения на ношение холодного оружия и на применение телесных наказаний.

«Ряженые» жаждут признания
К развитию казачьего движения в Пермском крае всегда относились настороженно, поскольку Прикамье исторически не приграничный регион и данный субкультурный феномен никогда не носил у нас массового характера. При отсутствии исторических корней сегодня мужиков в папахах, при золотых погонах и нагайках воспринимают как ряженых, которые то ли в детстве не наигрались в индейцев, то ли очень хотели служить в армии, но их туда не взяли, а в форме пощеголять хочется, то ли просто нашли в новом движении социальный лифт, на котором можно без особых усилий подняться до офицерских, хоть и казачьих, высот. Получить погоны хорунжего, есаула, а то и вообще полковника для морального, так сказать, удовлетворения.

При любом отношении к казачеству оно в нашем регионе всё же прижилось. «Ряженые» давно жаждут признания. И сбрасывать их со счетов, не замечать уже не получается. На сегодня в Пермском крае зарегистрировано 44 казачьих общества, они наличествуют практически в каждом крупном муниципалитете. И если в большинстве из них казаки заметны лишь парадной формой в праздничные дни, то в некоторых территориях их привлекают к реальному делу.

К примеру, в Березниках, в Чернушке и Звёздном уже не первый год в охране общественного порядка участвуют добровольные народные дружины, сформированные из числа реестровых казаков. Кроме того, в Чернушке казаки создали и добровольную пожарную дружину в составе шести человек.

Это движение так и оставалось бы непонятным и слабо контролируемым, если бы на новый уровень тему вдруг не поднял депутат краевого парламента Николай Благов.
Для руководителя крупной газовой корпорации он несколько необычен. Вопросы газификации Пермского края у него точно не в приоритете. После избрания в краевой парламент в 2016 году он почему-то решил возглавить комиссию по аграрно-промышленному комплексу, хотя в сельском хозяйстве никогда не работал. Потом был замешан в скандале аж с двумя поддельными дипломами о высшем образовании, которые предъявлял при трудоустройстве. А нынче отличился тем, что оказался депутатом с самым высоким годовым доходом — больше 330 миллионов рублей. И если одни толстосумы спонсируют проекты в сфере культуры и искусства, другие покровительствуют защите детства, то Николай Евгеньевич давно выбрал казачество.

Постоянный спонсор движения, советник атамана Волжского войскового казачьего общества, атаман хуторского казачьего общества «Офицерская казачья сотня» и казачий полковник — это лишь малая толика его статусов. В корпоративной газете «Голос казачества» он неоднократно ставил вопросы о защите казака со стороны государства при несении службы, об оплате его труда и так далее. И это нормально, потому что каждый спонсор проекта мечтает избавить себя от бремени финансирования, заменив его государственными деньгами. Просто не у всех это получается.

Грамота атамана Благова
История умалчивает, чем Благов смог заинтересовать руководителя фракции «Единой России» Юрия Борисовца и экс-министра общественной безопасности Игоря Орлова, состоящего во фракции ЛДПР, но именно они втроём в апреле прошлого года внесли в краевой парламент новую редакцию закона «О казачьих дружинах в Пермском крае». И это был очень грамотный ход, потому что Николай Евгеньевич отработал в документе собственные интересы под видом казачьих, Игорь Николаевич встроил их в правоохранительный блок, а задачей Юрия Львовича, по всей видимости, было убедить самую многочисленную фракцию ЗС в необходимости принятия этого нового закона.

В базовом варианте закон устанавливал правовые основы создания и деятельности казачьих дружин, используемых для несения различных видов службы. Итак, казачье общество должно быть занесено в государственный реестр таких обществ. Казачьи дружины могут привлекаться для охраны общественного порядка, для участия в профилактике терроризма и экстремизма, в деятельности по предупреждению детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, для участия в мероприятиях по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций, в мероприятиях по реализации мер пожарной безопасности и борьбе с пожарами.

Разумеется, главные установки не вызывали никаких возражений. Вопросы были к отдельным пунктам, за которыми просматривались конкретные финансовые «хотелки» атамана Благова. В частности, авторы предлагали, чтобы краевой бюджет взял на себя ряд расходных обязательств. Во-первых, оплачивать страхование членов казачьих дружин, занятых в охране общественного порядка и в добровольных пожарных расчётах. Во-вторых, предоставлять членам казачьих дружин различные льготы и компенсации, предусматривать для них материальное стимулирование. В-третьих, оплачивать изготовление форменной одежды, удостоверений и отличительной символики.

И первое чтение данного закона прошло со скандалом. Ведь губернатор Максим Решетников высказался категорически против новых статей расходов со стороны казны. Поэтому в первом чтении акт хоть и приняли, но был установлен длительный срок подачи поправок и поставлено условие, чтобы никакого бюджетного финансирования не предусматривалось.

Неоднородное войско
Рабочая группа заседала почти одиннадцать месяцев, пытаясь учесть интересы всех заинтересованных сторон. Именно там представители прокуратуры и аналитических служб пояснили, что шитьё форменной одежды для казаков за счёт бюджета противоречит федеральному законодательству. Что когда казачьи дружины несут службу по охране правопорядка, их страховка и оплата службы производятся в рамках краевого закона «Об отдельных вопросах участия граждан в охране общественного порядка на территории Пермского края». Он был принят ещё в 2015 году, и под его действие подпадают в том числе и казаки. А когда из них формируются добровольные пожарные дружины, то их страхование и оплата службы происходят в рамках закона «О добровольной пожарной охране в Пермском крае».

За истекший период большинство недоразумений было сглажено. И на майском пленарном заседании краевого ЗС руководитель рабочей группы Игорь Орлов доложил, что было рассмотрено 65 поправок. Игорь Николаевич не стал вдаваться в тонкости, а просто предложил поддержать законопроект. Однако в процессе дальнейших выступлений стало понятно, что отнюдь не все члены рабочей группы довольны тем, что получилось. Ведь, по сути, все финансовые требования, что были заложены в базовой редакции, из конечного варианта были исключены. И, как с ноткой неудовольствия отметил Николай Благов, этим законом казакам всего лишь позволяют участвовать в охране общественного порядка как обычным дружинникам, но при этом носить казачью форму.

А вот депутат и ректор педуниверситета Андрей Колесников высказался несколько скептически.
— Итак, в нашем не самом казачьем регионе функционируют 44 казачьих общества. Но в государственный реестр из них входят только пятнадцать, — напомнил Андрей Константинович. — Мы пишем законодательный акт для очень неоднородной публики. Там не всё так гладко, как нам может показаться из зала заседаний. И это только начало. Потому что потом всё равно встанет вопрос о финансировании, о ношении холодного оружия. Вспомните события, происходившие в Москве 5 мая. Какие-то как бы казаки «наваляли» на Пушкинской площади мирным гражданам, после чего были объявлены нереестровыми! А потом в столице состоялся какой-то большой казачий сход, и этих людей наказали нагайками. И всё это происходит в XXI веке. Думаю, мы должны помнить о таких нюансах…

Парламент поддержал законопроект «О казачьих дружинах в Пермском крае» во втором чтении. В кулуарах депутаты не отрицали, что всерьёз опасаются внесения следующих инициатив, связанных не только с разрешением на ношение холодного оружия, но и с узакониванием телесных наказаний, которые практикуются казаками, но юридически толкуются как самосуд.

Текст:  Евгений Плотников
Фото:  Замир Усманов, из свободных источников
Рисунок:  Дмитрий Кононов



Новости Mediametrics: