Пермский Планетарий отметил всемирный день астрономии

12 мая, 11:46

Пермский планетарий, как оплот популяризации астрономии на широкие массы в Перми, не отстает от всемирного праздника и приобщает всех желающих к насыщенной культурно-астрономической программе. Лектор Пермского планетария Виталий Францев рассказал корреспонденту ИА «Местное время» подробнее о самом празднике и о программе (12+) для пермяков.

– В 1973 годы этот праздник был впервые введен на Североамериканском континенте, и оттуда у нас пошла традиция празднования. Этот праздник был задуман в честь популяризаторов науки, чтобы доносить информацию о космосе и чтобы люди больше интересовались самой древней наукой – астрономией, – поделился с корреспондентом ИА «Местное время» Виталий Францев.

Ученый признается, что этот праздник скорее для астрономов-любителей, чем для простых обывателей – в канун праздника как раз заканчивается астрономический сезон. Задача Дня астрономии – приобщить как можно больше людей к тематике космоса и побудить к самостоятельному изучению бескрайних просторов Вселенной, а, возможно, и подтолкнуть к новым открытиям.

– Сегодня у нас запланирована программа в честь первого космического аппарата «Розетта», который прикометился на поверхность кометы 67P/Чурюмова – Герасименко. В этот знаменательный день мы все погрузимся в космическое пространство: довольно увлекательная, интересная программа под названием «Розетта».

На космическом аппарате «Розетта» запущенном Европейским космическим агентством, был специальный зонд, который должен был осуществить стыковку с поверхностью кометы. Задача, поставленная учеными, была крайне амбициозна: нужно было буквально небольшой «песчинкой» попасть в цель на огромном расстоянии.

– Это как если бы вам необходимо было попасть баскетбольным мячом в тонкий листок бумаги на расстоянии двух километров. Это очень сложный гравитационный маневр, тем более, поверхность самой кометы очень неровная – она имеет выступы и разнообразные формы – ее еще называют «картошка». Достаточно сложно состыковаться с таким объектом и как-то еще закрепиться при очень низкой гравитации, – поясняет Виталий.

Для столь сложной операции были придуманы специальные буры, чтобы цепляться за поверхность. Примечательно, что подобная попытка осуществлялась впервые в истории исследования космоса, и она сразу оказалась удачной. Космический аппарат провел много дней на комете, выяснил, что там есть водяной лед и что вода на далекой комете несколько отличается от земной. Таким образом, теорию, согласно которой воду на планету Земля занесли кометы, ученым пришлось отбросить. При этом подтвердилось, что на комете присутствуют простейшие органические микроорганизмы – то есть кометы вполне могли занести на нашу планету жизнь.

– В прошлом году наш планетарий отметил пятьдесят лет. Мы продолжаем заниматься популяризаторской деятельностью, к нам ходит множество посетителей, которые всегда уходят довольные качественным контентом.

Пермяки интересуются темой космоса, особенно это заметно в день космонавтики, когда залы переполнены любознательными горожанами – признается Виталий.

Лектор признается, что для еще более качественного погружения в астрономию планетарию уже давно не хватает площадей.

– Хорошо было бы Пермскому планетарию сделать реконструкцию: расширить помещение для зрителей и персонала, можно было бы сделать наблюдательную площадку в виде обсерватории и преобразить общий вид – это было бы плюсом как для самого планетария, так и для эстетики города. Сейчас у нас достаточно современные приборы для показа полнокупольного изображения, техника хоть и старая, но работает и показывает достаточно реалистичное звездное небо, но есть технологии, которые могли бы сделать его еще лучше, – улыбается Виталий.