Пермские палеонтологи нашли в Куеде останки котилозавра — Звезда

Котилозавр из Куеды

2017 , 13:05

Очередной палеонтологический сезон закончен. Сотрудники Музея пермского периода, который уже несколько лет располагается в краевом центре на улице Куйбышева, даже не все коробки с находками ещё разобрали.

А их нынче чрезвычайно много. Как рассказал корреспонденту «Звезды» директор музея Константин Добрянских, часть фоссилий (лат. fossilis — ископаемый), привезенных нынче с местонахождений палеофауны и палеофлоры, вообще пока ждет своего часа на улице Тимирязева — в некоммерческом партнерстве «Пермский период» у основателя музея Ильи Терещенко. Между тем сезон был очень продуктивным. Уже в самом его начале ученые сообщали об обнаружении палеодиктиоптеры, то есть древней стрекозы, возрастом этак 268 миллионов лет.

Стрекозы, рыбы, тетраподы

А потом пришел черед рыбам палеонискам, амфибиям лабиринтодонтам, копролитам — отходам их жизнедеятельности, растениям из отложений средней перми. Еще недавно геологи относили это к казанскому ярусу биармийского отдела, а нынче его правильное название — гваделупский. Но время уточнять терминологию наступит позже. Пока же всё лето сотрудники музея мотались то на одно местонахождение ископаемой фауны, то на другое, хотя звездой сезона, по признанию Константина Добрянских, нынче стала Куеда.

Точнее, разрез вдоль дороги Куеда — Чернушка в районе местного урочища Липняк и недалеко от деревни Ключики. Теперь, кстати, данное обнажение так официально и зарегистрировано — разрез Липняк. Сделать это позволила лицензия, полученная музеем в министерстве природных ресурсов Пермского края. И если раньше палеонтологи с улицы Куйбышева могли лишь собирать образцы, самостоятельно падавшие под ноги со склонов обрывов и вымывавшиеся по берегам весенними водами, то теперь Музею пермского периода дано право вести полноценные раскопки.

Более того, появилась возможность ссылаться на находки в научной литературе, описывать их, передавать на исследование специалистам других музеев и учреждений. А на том самом разрезе Липняк под Куедой с успехом был применен и небольшой экскаватор. Именно благодаря ему удалось вскрыть горизонт с фоссилиями, на 8 мет­ров погруженный в недра.

Притом что основные работы намечены на следующий сезон, а нынче место просто расчищали. Оно оказалось замечательным, даже фантастическим, как восторженно описал его Константин Добрянских. В одной линзе пермских отложений — и ихтиофауна, и сухопутные четвероногие, и насекомые, и растения. Предположительно 268 миллионов лет назад здесь была лагуна, уровень воды в которой значительно колебался в зависимости от времени года. И в прибрежной полосе, на зыбкой грани моря и суши, царствовали то рыбы, то тетраподы, а над ними летали стрекозы.

Котилозавр — наш общий предок

Причем соленость воды лагуны была ненормальная — слабая, поэтому и рыбы из рода платисомусов здесь водились особенные: еще не пресноводные, но уже не морские. Их внутренний скелет состоял в основном из хрящей, как у нынешних осетровых и акул, а несущая нагрузка приходилась на скелет внешний — из ганоидной костной чешуи. Каждая чешуйка — узкая, вытянутая, до 3 сантиметров в длину.

Останки сразу группы таких рыбин, найденные минувшим дождливым летом, лучшие из всех попадавшихся прежде. У них потрясающая сохранность, на некоторых заметны даже кусочки внутреннего скелета, и почти все экземпляры — с головами. Здесь же обнаружены фрагменты нескольких лабиринтодонтов, сеймуроморф (сеймурия — это такая сильно эволюционировавшая амфибия, супержаба, раньше относимая к примитивным рептилиям).

Фаланги пятипалой задней конечности и фрагменты таза древнего существа сохранились в камне, и теперь их будут препарировать. А безголовый, к сожалению, скелет рептилии, идентифицированной как котилозавр, уже прошел через руки специалиста — сотрудницы Вятского палеонтологического музея из Кирова, специально приезжавшей для препарирования этой окаменелости.

Добавим, что от котилозавров произошли три группы пресмыкающихся: анапсиды, синапсиды и диапсиды. Из первых сейчас на планете остались черепахи, вторые были пермскими звероящерами — предками млекопитающих, а третьи — динозавры — считаются прародителями птиц.

Впиши свой имя в Пермь

Примечательно, что теперь, имея лицензию минприроды, палеонтологи музея могут давать названия новым видам фауны и флоры, прежде не описанным другими. Как правило, в таких случаях используется местная топонимика или имена-фамилии участников открытия. Поэтому, скажем, бизнесмены или чиновники, поддержавшие ученых финансово или организационно на любой стадии, вполне могут запечатлеть себя в научной терминологии.

Скажем, очерский звероящер ивантозавр — это Ивана Антоновича (Ефремова) ящер, ведь знаменитый советский фантаст, автор «Туманности Андромеды» и «Таис Афинской», был и всемирно известным палеонтологом.

— Наша земля очень богата. На такие находки — в том числе, — рассказал «Звезде» Константин Добрянских. — И копать тут хватит и нашим внукам-правнукам, если они, конечно, станут палеонтологами. А открытия ожидаются совершенно фантастические, ведь даже обнаруженное в этом сезоне под Куедой — лишь малая толика того, что там есть. Удалось зацепить лишь краешек. Но если будет содействие со стороны, от бизнеса и от властей, работа пойдет гораздо плодотворнее.

Пермский период — глобальный бренд нашего региона. По признанию палеонтологов-энтузиастов, в классическом университете и Пермском краевом музее это понимают и оказывают содействие, насколько возможно. И поддержка ученого сообщества ощутима, иначе частная, по сути, инициатива не выдержала бы испытания годами и экономическим кризисом. К слову, доцент ПГНИУ, профессор Владимир Ожгибесов, директор Международного института геологии пермской системы, является и президентом некоммерческого партнерства «Пермский период», создавшего музей на улице Куйбышева, 67.

Текст: Юрий Токранов



Новости Mediametrics: