Библиотекари упали в цене. В краевом парламенте подвели первые итоги новой муниципальной реформы

26 марта, 19:02

При всех очевидных преимуществах укрупнения территорий и централизации власти в прошлом году в десяти муниципалитетах сократили 508 ставок сотрудников, или 24,5% от общей численности. Годовая экономия от этого составила 175,7 млн бюджетных рублей.

Для муниципалитетов это вопрос социальный – потеря огромного количества рабочих мест. А заверения главы региона, что для сокращаемых организуют переподготовку, вызывают лишь удивление. На кого можно переподготовить кадровика или бухгалтера, отработавшего 10–15 лет в администрации поселения? Разве что на фермера. Ведь в 90% реформируемых поселений никакой заметной экономики нет, а за места в бюджетной сфере держатся буквально зубами.

Спекулянты на льготной линейке

На последнем пленарном заседании крае­вого Законодательного собрания наконец были озвучены все плюсы и минусы проводимой в регионе муниципальной реформы. В этом докладчику – министру территориального развития Александру Борисову – помогли руководители реформированных территорий, приглашенные для со­докладов. Потребность в откровенном разговоре о достоинствах и недостатках реформы, идущей в регионе уже третий год и подразумевающей создание новых городских округов либо укрупнение действующих, обнаружилась у краевых депутатов на февральском пленарном заседании. Тогда произошел скандал с Зюкайским поселением, которое якобы не хочет входить в состав Верещагинского городского округа из-за потери сельских льгот и исчезновения с территории представителей власти. И руководитель фракции «Единая Россия» Юрий Борисовец попросил на следующей пленарке выдать депутатам объективную информацию о результатах реформы на примере тех территорий, которые уже объединились. Ведь народные избранники должны голосовать не за «кота в мешке», а за инициативы, последствия которых оценены трезво.

На мартовскую пленарку к депутатам пришел министр территориального развития Александр Борисов. Он, конечно, работает министром совсем недолго и не курировал объединительные проекты в прошлом году, но зато Александр Валерьевич в 2012 году, будучи главой Губахинского района, лично занимался преобразованием муниципалитета в городской округ. Поэтому проблематику хорошо знает. Он рассказал, что противники объединений вводят людей в заблуждение, когда утверждают, что сельские льготы и дотации для сельских производителей товаров отменят, а представителей власти на местах вообще не останется. Всё это, по его словам, спекуляции. Потому что все льготы остаются. А вместо поселенческой администрации формируются территориальные отделы. И пусть численность специалистов там серьезно сократится, но за каждой бумажкой уж точно не придется ездить в город.

Что касается бонусов, то про них министр рассказал достаточно подробно. Мол, краевая власть держит слово. И вырученные от сокращения чиновничества 175,7 млн руб. не только останутся в территориях, но и из краевого бюджета на программы развития направят аналогичный объем финансирования. Для реформированных в прошлом году территорий, а их после объединений и укрупнений осталось восемь, на 228,6 млн руб. увеличат дорожный фонд. Общая сумма финансирования - 6,5 млрд руб. Чтобы не было перекосов в сторону городов, бюджеты развития выстроены так: 2,5 млрд – на сельские территории, 4 млрд – на административные центры.

Развенчание мифов

Дальше было выступление главы Березников Сергея Дьякова, который в прошлом году принимал в свой городской округ поселения Усольского района. Депутаты его слушали, что называется, открыв рот, потому что он полностью развенчал мифы о самодостаточности и эффективности небольших районов и поселений.

Березникам пришлось столкнуться с массой запущенных проблем, которые в Усолье не решались десятилетиями. На территории бывшего района есть 33 водные скважины, обеспечивающие людей водой. Из них только 14 имеют лицензии. У Усолья не было своего мусорного полигона, все отходы вывозились в леса, где образовалось 26 диких свалок. Сейчас мусор вывозят на березниковский полигон. Не было и своей системы водоотведения. Сегодня ее уже начали тянуть из строящегося микрорайона Любимов.

В Усольском районе и его четырех поселениях функционировало 46 различных программ с копеечным финансированием. Доходило до абсурда: бюджет одного из поселений с доходной частью 16 млн руб. был расписан на 61 страницу мелкого компьютерного текста. Теперь всё это оптимизировано, выстроены приоритеты. Поселенления Усольского района вписаны в бюджет округа, участвуют в 14 программах с финансированием по березниковским нормативам. Тем скептикам, кто говорил, что с реформой и ликвидацией поселений никакой власти на местах не останется, Сергей Петрович сообщил, что создано шесть территориальных подразделений. В Березниках решили, что из некоторых мест слишком далеко добираться, и создали дополнительно два отдела.

Самый большой резонанс вызвали откровения мэра про финансовые дела. Оказывается, не всё так плохо с деньгами в маленьких поселениях. К примеру, заведующая библиотекой получала 65 тыс. руб. в месяц. При этом учреждение за последние три года не закупило ни одной книги. Зарплата одного заведующего клубом составляла 78 тыс. руб. в месяц. А никакой заметной деятельности не было. И вот эти цифры краевых депутатов настолько возмутили, что они негодовали об этом в кулуарах. Мол, если среди сокращенных в прошлом году 508 сотрудников бюджетных учреждений сплошь вот такие библиотекари и клубные работники, то стоит ли возражать против оптимизации?! При укрупнении учреждений и создании филиальных сетей, очевидно, ставки руководителей с такими зарплатами исчезнут.

Противники потеряли Полазну

Подготовительная работа принесла свои плоды. Законопроекты о преобразовании семи районов (Добрянского, Ильинского, Красновишерского, Октябрьского, Очёрского, Чердынского и Чусовского) в городские округа были поддержаны сразу в двух чтениях. Попытка бывшего главы Полазны и противника создания Добрянского городского округа Александра Махова не увенчалась успехом. Ему просто не дали слова. Депутаты из комитета по госполитике накануне слышали его аргументы: мол, на общественных слушаниях в Полазне все выступали против объединения, было собрано более 5 тыс. подписей против реформы. Однако ни одна из этих позиций не подкреплена доказательствами. Ведь подсчет голосов на общественных слушаниях не велся. А если говорить про подписи, то непонятно, кто их собирал, под какой вопрос и стоит ли их воспринимать всерьез. При этом у сторонников объединения есть железный аргумент: депутаты думы Полазненского городского поселения проголосовали за создание округа. Если местные народные избранники за, то почему краевые должны быть против?!

Текст: Евгений Плотников

Фото: Игорь Катаев