Общественный контроль разрушается на глазах. В Совет по правам человека при президенте вошли два представителя Прикамья — Звезда

Общественный контроль разрушается на глазах. В Совет по правам человека при президенте вошли два представителя Прикамья

2018 , 16:39

Владимир Путин одобрил состав нового Совета по развитию гражданского общества и правам человека. В него вошли бывший краевой омбудсмен Татьяна Марголина и директор пермского Центра гражданского анализа и независимых исследований (ГРАНИ) Светлана Маковецкая.

В интервью газете «Звезда» Светлана Маковецкая рассказала о планах работы в президентском совете и подвела политические итоги года в Прикамье.

– Светлана Геннадьевна, при каких обстоятельствах вы узнали о том, что Владимир Путин утвердил вас в Совет по развитию гражданского общества и правам человека?

– О том, что меня утвердили, я узнала через Интернет, когда была в гостях у мамы. А о том, что меня могут включить в совет, по телефону рассказал его председатель Михаил Федотов. В тот момент я была в а­эропорту Шереметьево, возвращалась из Тюмени домой.

– Большую часть времени вы будете находиться в Перми или в командировках?

– Даже сейчас половину своего времени я летаю по стране, а вторую половину провожу в Перми. Такой баланс вряд ли нарушится. Для работы в совете мне придется пересмотреть график и уменьшить число командировок в другие города.  Перми я продолжу работать и руководить Центром ГРАНИ.

– Какими проблемами вы будете заниматься в обновленном Совете по развитию гражданского общества и правам человека?

– Сейчас я активно занимаюсь формированием внятной и современной государственной политики в отношении некоммерческих организаций. Судя по всему, я продолжу заниматься НКО и в совете при президенте.Также в сфере моих интересов – повышение участия горожан в жизни современного города. Ну и конечно, возможность граждан принимать участие в государственном управлении.

Добавлю, что когда мне предложили войти в совет, я долго сомневалась. В итоге решила, что если сейчас среди экспертов серьезно обсуждается возможность изменения Конституции (уже три года), а также формирование конституционных собраний, то я бы хотела быть близко к центру принятия решений. Кроме того, я хочу добиться вовлечения в это обсуждение более широкого круга населения. Но более конкретно пока об этом говорить не могу – решений еще никаких нет.

– Давайте подведем итоги 2018 года в области гражданского общества и участия граждан в публичном процессе. Как обстоят дела в этой сфере в Пермском крае?

– Ситуация с этим сложная как в России, так и в Пермском крае. Формально каналов взаимодействия органов власти с объединениями граждан и некоммерческими организациями много. Но они либо не работают, либо работают недостаточно эффективно.

В области гражданского участия в Пермском крае есть свои плюсы и минусы. Из позитивного – у нас есть активно работающие общественные советы, например совет при министерстве здравоохранения, который возглавляет Дмитрий Жебелев из фонда «Дедморозим». Они действительно много трудятся над повышением качества услуг медицинских учреждений.

Если говорить о минусах – в крае ухудшилась ситуация с общественным контролем. Когда-то он был нашим ноу-хау и сильной стороной. Можно вспомнить контроль за работой транспорта и уборкой снега. А сейчас я наблюдаю, как это все подменяется пиар-акциями не для интересов общества, а по предложениям органов власти. Я замечаю, как общественный контроль в Пермском крае разрушается прямо на глазах.

В нашей организации мы работаем над тем, чтобы граждане вовлекались в принятие решений, чтобы публичное управление становилось более прозрачным и понятным.

– Как вы оцениваете политическое управление в Пермском крае в 2018 году?

– Я предпочитаю говорить не «политическое», а «публичное» управление. На мой взгляд, стоит зафиксировать два ключевых момента.

Во-первых, проявились риски, которых раньше не было в нашем крае. Вырос объем конфликтных ситуаций вокруг митингов в этом году. Власть встретила протест довольно жестко, что привело к обострению ситуации. Однако право людей выходить на митинги и шествия является не только конституционной нормой, но и формой прозрачной обратной связи для органов власти: последние могут увидеть, что происходит что-то не то.

Во-вторых, проявился новый проектный замысел губернатора и его команды. Максим Решетников обозначил приоритеты и флагманские проекты. В качестве примеров: перенос железной дороги, формирование инновационного кластера, размещение на территории бывшего завода имени Шпагина культурного пространства. Вроде бы есть публичное обсуждение этих проектов, но оно не попадает в основные группы населения.

– Стала ли власть региона более открытой?

– На мой взгляд, органам власти необходимо представить понятные и прозрачные правила, при которых все группы населения могли бы высказаться, и на это была бы реакция. Если органы власти не согласны с определенными предложениями, они должны публично аргументировать свою позицию.

В ситуации, когда власть не проводит пуб-личных слушаний, она увеличивает риск принятия неверного решения. Я как гражданин и налогоплательщик вправе рассчитывать на то, что к обсуждению общественно значимых вопросов будут приглашены разнообразные группы, которые обмениваются не позициями, а аргументами.

– Светлана Геннадьевна, расскажите о ваших планах на 2019 год.

– Мы собираемся реализовывать собственные идеи по развитию инновационного потенциала некоммерческих организаций. Кроме того, мы будем проводить мероприятия по развитию городского гражданского творчества и общественный фестиваль «Мосты».

Текст: Дмитрий Пантелеев

Фото: Центр ГРАНИ



Новости Mediametrics: