Забыть аутсорсинг! В Пермском крае воссоздают элементы советской системы хозяйствования — Звезда

Забыть аутсорсинг! В Пермском крае воссоздают элементы советской системы хозяйствования

2018 , 14:31

Август 2018-го однажды могут вспомнить как отправную точку отсчета демонтажа капитализма в отдельно взятом регионе страны. В крае, где еще недавно любили на все лады рассуждать об аутсорсинге как о панацее для решения всевозможных проблем, теперь Заксобрание выделяет бюджетные средства на раздувание бюрократического штата, рискуя свести на нет во всеуслышание декларируемую конкуренцию. Мало кто сомневается, что у госпредприятия выше шансы выиграть на любом конкурсе.

Любители котла и депозитов

Начнем с набившего оскомину Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае, чьё существование с капиталистической точки зрения весьма сомнительно.
Ведь сегодня большинство собственников квартир — частные лица. Многоквартирный дом, его коммуникации и состояние общедомового имущества — проблема этих самых собственников. Однако ещё пять лет назад государство из каких-то непонятных, а возможно, и чисто меркантильных побуждений зачем-то залезло в эту тему. И взялось регулировать вопрос капитального ремонта зданий, обязав жителей платить деньги по принципу общего котла. И хотя собственники восприняли этот новый побор весьма негативно и первое время сборы не превышали десяти-пятнадцати процентов, жильцов удалось запугать штрафами, пенями и угрозами судов.

Сейчас исправно вносят платежи около 75 процентов от тех, кого обязали.

Сегодня деятельность фонда сосредоточена на сборе денег и размещении их на банковских депозитах. Программа ремонтов за 2017 год будет выполнена дай бог к концу нынешнего года. А когда будет выполнена программа нынешнего года, непонятно. Зато, судя по отчетам перед депутатами краевого парламента, в прошлом году на депозитах лежало около трёх миллиардов рублей, собранных фондом капремонта с собственников квартир. Деньги лежали в банке вместо того, чтобы расходоваться на работы. На этом фонд заработал более 150 миллионов рублей. Ради справедливости отметим, что банковские проценты не были проедены.

Свою малорезультативную работу руководство фонда ещё в июне объяснило нехваткой специалистов. Правительство поверило и дало добро на увеличение численности. Поэтому при распределении профицита краевого бюджета часть средств была заложена на увеличение расходов по обеспечению деятельности данной структуры как таковой: в 2018 году — на 8 миллионов рублей, в 2019-м — на 23,8 миллиона, в 2020-м — на 23,8 миллиона рублей. Эти средства необходимы, поскольку с 1 июля штат фонда увеличился на 21 человека, а с 1 января 2019 года увеличится ещё на двадцать одного.
В результате количество сотрудников фонда, который занимается лишь сбором средств населения, из рук вон плохо организует капремонты, составит 147 человек! Да это же классическое советское ЖКО, о существовании которых люди уже начали забывать!..

Миллиарды на мусор

Тема отбора единого регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, которая не даёт спокойно спать уже второму губернатору, тоже нашла своё отражение.
Прежние заверения властей, что государству «мусорная ниша» не интересна и что будет найден серьезный частный оператор, который сможет «переварить» объёмы в масштабе края, остались в прошлом. На заседании парламентского комитета по развитию инфраструктуры вице-премьер Антон Удальев заявил, что Пермский край будет участвовать в конкурсе на отбор регионального оператора своим государственным унитарным предприятием «Тепло­энерго». С победителем конкурса будет заключено десятилетнее соглашение на сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории края. Максимальная стоимость услуг оценена в 2,9 миллиарда рублей в год.

 

 

Надо сказать, конкурс обойдётся казне недёшево. Во-первых, надо реанимировать само ГУП «Теплоэнерго», которое было создано в 2013 году и занималось лишь сдачей принадлежащего государству имущества в аренду. Его выручка за прошлый год составила всего 7 миллионов рублей, а убыток – 3 миллиона. Штатная численность персонала — два человека. Чтобы данное предприятие смогло участвовать в конкурсе, необходимо вложить в него серьезные деньги. Ради этого из профицита бюджета предлагается выделить 231,7 миллиона рублей и направить их в уставный капитал этого предприятия.

Но и это не всё. Для предпринимателя содержание фирмы является его личной проблемой. У государства содержание организации финансируется из казны. Поэтому в рамках госпрограммы «Градостроительная и жилищная политика, создание условий для комфортной городской среды» предложено выделить из бюджетного профицита ещё 123 миллиона 489 тысяч рублей. Это трёхмесячное содержание обновлённого ГУП «Теплоэнерго», в котором будут работать 30 человек со средней зарплатой 31,2 тысячи рублей в месяц. Надо учесть еще оплату коммуналки и аренду помещений. Нетрудно подсчитать, что содержание этого «мусорного треста» будет обходится бюджету в 450–500 миллионов рублей в год. Но если обратиться к опыту аналогичной структуры — фонда капремонта, — персонал тридцатью работниками не ограничится. Эта контора тоже будет самовоспроизводить чиновничий планктон. А проблемы сбора, переработки и утилизации мусора останутся.

Мозги под руку

Ещё интереснее с «Развитием транспортной системы». В рамках исполнения подпрограммы «Эффективное управление государственной программой» (!) предлагается выделить — опять же из профицита — 45 миллионов рублей на приобретение в собственность Пермского края 100 процентов долей в уставном капитале Уральского института дорожного проектирования.

Это обычное общество с уставным капиталом в 10 тысяч рублей и с оборотом около 5 миллионов рублей в год. Убыток в 2016 году составил 575 тысяч рублей, в 2017 году была получена прибыль — 325 тысяч рублей.

Но при таких оборотах прибыль — понятие весьма условное. Да и официального документа об определении рыночной стоимости приобретаемой компании нет, что зарождает сомнения в прозрачности планируемой сделки.

Тема очень бурно обсуждалась в кулуарах краевого парламента. Назывались даже фамилии уважаемых людей, которые продают этот институт казне. Однако дело совсем не в них, а в принципе.
Когда у министра транс-порта Николая Уханова на инфраструктурном комитете спросили, зачем покупать институт, если можно просто размещать в нём заказы на разработку проектно-сметной документации за деньги, как это всегда и делается, он ответил, что это позволит размещать заказы без конкурса, контро-лировать ход работ и получать проекты быстрее. А когда спросили, какое имущество есть у предприятия и вообще за что платятся такие деньги, ответил: «Мы покупаем мозги». Чем ещё больше удивил депутатов. Среди них большинство работают либо работали в бизнесе. И прекрасно понимают, что если нет уникального имущества или программного обеспечения, то можно просто создать проектное подразделение при краевом управлении капитального строительства и переманить туда на хорошие зарплаты все «мозги» этого института. А 45 миллионам рублей найти лучшее применение.

 

 

Депутаты не стали конфликтовать с правительством и поддержали все эти инициативы в первом чтении. И теперь у нас есть государственный фонд капремонта с раздувшимся штатом, скоро будет государственный оператор, занимающийся сбором, переработкой и утилизацией мусора по всему краю, будет государственный проектный институт.

Ну а если превалирует желание всё взять под контроль и забыть про 44-й федеральный закон о закупках, то надо идти дальше. Воссоздать ГУП «Пермавтодор», потому что семейство Казарянов, как бы его ни наказывали, плохо отремонтировало Коммунальный мост. На руинах обанкроченных «Камской долины» и треста № 14 создать государственное СМУ, которое займется строительством жилья для участников госпрограмм и инфраструктуры для нужд казны… А дальше останется немного до возвращения обкомовско-райкомовской вертикали, чтобы советская система хозяйствования смотрелась уже гармонично.

Алексей Нечаев, юрист, начинающий политик:

—  Государство —  плохой собственник. Чем меньше государства, тем лучше; обратное ущемляет возможности малого и среднего бизнеса. Впрочем, именно это объясняет и создание государственных операторов по переработке мусора. В условиях современной РФ любую новую отрасль может запустить только государство, только пресловутая политическая воля. С конкретно же поставленной задачей по переработке отходов средний бизнес справился бы быстрее.

Юрий Белоусов, руководитель Центра прикладной экономики (Москва — Пермь), первый заместитель губернатора Пермской области в 1997–2000 годах:

— Решения, принятые депутатами, спорны, однако оценивать их необходимо с иной точки зрения. Вас устраивает сегодня обслуживание в торговой розничной сети? Магазинов много, работают допоздна, ассортимент на полках достаточен, очередей больших нет, можно найти товар по карману, не так ли? Это потому, что эта сфера конкурентна и в ней много частного бизнеса.
А давайте возьмем отрасли, где высока роль государства, например железную дорогу: почему купейный билет на «Каму» стоит дороже, чем на самолёт? Или возьмем вашу платежку за жилищно-коммунальные услуги — устраивают вас оказанные услуги, а особенно как растут тарифы? Регулируемые государством.

Я не являюсь сторонником усиления роли государства в экономике не потому, что не люблю его, а потому, что вижу, в каких областях хорошо рядовому потребителю, а в каких — не очень. К сожалению, государство на потребителя работает хуже всего. Хорошо простому человеку там, где есть конкуренция и участие государства минимально.Таким образом, я не утверждаю, что принятые депутатами решения неправильны, однако, на первый взгляд, они не вписываются в экономическую логику.

Текст: Евгений Плотников

Фото: из открытых источников, Игорь Карнаухов



Новости Mediametrics: