В представительные органы власти муниципальных образований Прикамья выдвинуты 154 человека с криминальным прошлым — Звезда

Депутат со скамьи подсудимых

2018 , 09:13

В нынешнем выборном цикле, который завершится 9 сентября в единый день голосования, подошел к концу первый серьёзный этап — регистрация кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления Прикамья. Избирательная комиссия Пермского края нынче является скорее куратором выборов, поскольку их организуют территориальные комиссии. Однако есть одна большая тема, которую ведёт именно региональный избирком.

Это реализация соглашений с политическими партиями о предварительной проверке сведений о судимости предполагаемых кандидатов, а также в целом проверка всех желающих поучаствовать в нынешней выборной кампании на предмет сокрытия былых проблем с законом и ограничений в праве быть избранным. Поскольку нынче региональные отделения КПРФ, «Справедливой России» и ЛДПР эти соглашения проигнорировали, то часть кандидатов от этих партий не была зарегистрирована из-за сокрытия судимостей, а часть из них ждут репутационные потери. Ведь сведения о судимостях кандидатов с указанием статей уголовного кодекса, дат осуждения и о сроках погашения будут опубликованы на информационных стендах избирательных участков, в СМИ в рамках информирования о кандидатах и даже в бюллетенях для голосования.

Авторитеты хотят уважения

Появление судимых граждан в органах власти — тема совсем не новая. Ведь лидеры спортивных и криминальных группировок из лихих 90-х, сколотившие капиталы на вымогательствах и грабежах, а затем инвестировавшие «грязные деньги» в приватизируемые предприятия и недвижимость, уже давно озабочены вопросами общественной реабилитации и потребностью в уважении со стороны общества. Они сменили тюремные робы и дешёвые треники на итальянские костюмы, стали разбираться в автомобилях, часах и женщинах, а своих детей стали пристраивать для получения образования в лучшие вузы страны.

Как тот же Владимир Нелюбин — мастер спорта по греко-римской борьбе, которым ещё с советских времён пугали предпринимателей Свердловского и Мотовилихинского районов Перми и которого впервые судили ещё в 1986 году — за вымогательство и нанесение телесных повреждений.

После того как Владимир Александрович стал выдающимся бизнесменом, банкиром и благотворителем, он успел поработать председателем облспорткомитета в команде губернатора Юрия Трутнева с 2001-го по 2002 год и позаседать в краевом парламенте в качестве депутата в эпоху Олега Чиркунова. А сейчас его снова судят. На сей раз обвиняют в хищении более 200 миллионов рублей у вкладчиков «Экопромбанка».

В то же время — в начале 2000-х годов — в политике появился не менее знаковый персонаж — Владимир Плотников. Он тоже в прошлом спортсмен. Был осужден в 1990 году к шести годам лишения свободы за мошенничество и вымогательство. Отсидел на Алтае чуть меньше трёх лет, после чего попал под амнистию. Силовики его считали лидером всей региональной преступности, который не стал вором в законе только по причине службы в армии. Их публичная дружба с мэром Перми и экс-руководителем ГУВД Перми Аркадием Каменевым осуждалась местными элитами. И дружбой дело не ограничилось. В 2004 году он был избран депутатом Законодательного собрания Пермской области, а в 2006 году — баллотировался на пост мэра Перми. И если бы его не сняли с выборной гонки, то он бы легко победил Игоря Шубина, и в руководстве краевого центра появились бы совсем другие люди.

Против криминала во власти

Политические успехи Владимира Плотникова, который уже поработал в региональном парламенте, а сейчас прочно обосновался в Пермской городской думе и уже второй созыв там верховодит, трудно не заметить. И для большинства тех, кто когда-то имел проблемы с законом, он являет собой пример для подражания. Потому что если одному можно, проведя бандитскую молодость и отсидев в тюрьме, стать народным избранником и частью государства, то почему нельзя другим?! Особенно в глубинке, где труба пониже, дым пожиже и людей с безупречными анкетами скоро совсем не останется. Особенно в северных территориях, ссыльных краях, где почти в каждой семье есть свои тюремные истории и легенды.

И судимые кандидаты со временем действительно стали проблемой. Причём в масштабах страны. Кампания по недопущению криминала во власть стартовала в 2013 году, когда начал применяться прямой запрет на участие в выборах граждан, которые когда-либо были судимы за тяжкие или особо тяжкие преступления. Если смотреть в разрезе Пермского края, то в тот период на выборы в органы местного самоуправления выдвинулись около девяноста человек, когда-либо имевших судимости. Причём как от парламентских партий, так и через механизм самовыдвижения. Что интересно, в 67 случаях кандидаты были отозваны партиями или по личному заявлению претендентов. А семнадцати соискателям депутатских мандатов было отказано в регистрации именно из-за наличия судимостей за тяжкие или особо тяжкие преступления. Заметим, что в 2013 году было зафиксировано 12,5 процента кандидатов с судимостями от общего количества выдвинувшихся. То есть каждый шестой.

Годом позже законодательство смягчили. С 2014 года участвовать в выборах стало можно тем гражданам, кто был судим в том числе за тяжкие и особо тяжкие преступления. Но только спустя 10 лет после погашения судимости по тяжкому преступлению и спустя 15 лет — по особо тяжкому. По другим категориям судимостей ограничений для участия в выборах нет. В то же время законодатель обязал всех претендентов на мандаты, которые когда-либо имели проблемы с законом, подавать сведения о судимостях, в том числе снятых и погашенных, в избирком с обнародованием этой информации в СМИ и на стендах избирательных участков, а также для включения в избирательный бюллетень.

На фото: Игорь Малых; Владимир Плотников

Боязнь огласки

Чтобы как-то систематизировать процесс и помочь партиям в работе с потенциальными кандидатами, краевая избирательная комиссия в 2015 году презентовала новый проект. Это заключение официальных соглашений с партиями о предварительной проверке списков потенциальных кандидатов на предмет наличия судимостей. Ведь суть заключалась в том, что справку о наличии или отсутствии судимости человек может оформить в правоохранительных органах только за 30 дней. И часть кандидатов не успевала по срокам взять эти справки перед выдвижением, чтобы предъявить партиям. А кто-то нарочно скрывал судимости, боясь отказа в выдвижении. Избирком же совместно с ГУ МВД предлагали такую проверку всего за пять дней. И потом у партий хватало времени, чтобы почистить свои списки, избавившись от судимых кандидатов. Ведь, к примеру, уставы «Единой России» и ЛДПР предусматривают прямой запрет выдвижения таких кандидатов на выборы любых уровней. И сотрудничество с избиркомами им помогало соблюдать партийные нормы.

Парламентские партии пользовались этим механизмом, планомерно снижая процент выдвижения кандидатов, имевших когда-либо проблемы с законом. Приносило свои плоды и информирование избирателей. К примеру, в Чердынском районе один из кандидатов, узнав об обязательном информировании избирателей об имеющихся судимостях, спешно забрал документы и попросил аннулировать его выдвижение. Мотивировал это тем, что он в далёком прошлом имел проблемы с законом, но потом исправился, женился и стал отцом. Семья не в курсе его бурной молодости, и он бы очень не хотел, чтобы жена и дети о ней узнали. А в соседнем районе в совет депутатов баллотировались два выходца из стран СНГ, переехавших в Россию и получивших здесь гражданство и кров. Проверка в силовых структурах выявила, что оба разыскиваются у себя на родине за совершение преступлений различной степени тяжести. И понятно, что про выборы им пришлось забыть.

Благодаря такой политике, когда судимым за нетяжкие преступления всё же дают шанс пойти на выборы и удивить избирателей, но чтобы при этом избиратели всё про них знали, процент выдвиженцев с судимостями с каждым годом всё меньше. К примеру, в 2014 году их было 9,5 процента, в 2015-м — 8 процентов, в 2016-м — 7 процентов, в 2017 году — 6 процентов. А на нынешних выборах их всего 4,1 процента. Это самый низкий показатель за всю историю выборов, когда стал вестись учёт таких кандидатов. Но в краевой избирательной комиссии последним данным не очень рады. Ведь на нынешних выборах только «Единая Россия» и «Яблоко» дали списки кандидатов на проверку. А региональные отделения «Справедливой России», КПРФ и ЛДПР работу по соглашению проигнорировали. И они получат репутационные проблемы, потому что несмотря на то, что у них есть право отзыва судимых кандидатов, в списках на выдвижение опять масса судимых.

Знакомые всё лица

Ради справедливости заметим, что партии всё же изучили местных активистов и научились отказывать в выдвижении тем, чьё криминальное прошлое им уже хорошо известно. Именно поэтому на нынешних выборах наибольшее количество судимых кандидатов — из числа самовыдвиженцев: 102 человека из 154. Если говорить о партиях, то по пятнадцать человек с судимостями выдвинули «Справедливая Россия» (каждый десятый кандидат) и КПРФ (каждый шестой). ЛДПР заявила на выборы 9 судимых кандидатов и одного не имеющего пассивного избирательного права. Это помощник депутата краевого парламента Богдан Константинов, у которого не погашена судимость по статье «Производство и распространение экстремистских материалов». Он разместил в социальных сетях запрещённый к показу фильм про скинхедов, был привлечён к ответственности и временно утратил право быть избранным. При этом помимо репутационных рисков партии понесли вполне ощутимые потери по кандидатам. Избиркомы, проводя работу по сокращению количества судимых лиц во власти, отказали в регистрации более чем 70 процентам судимых кандидатов. Списочные потери ЛДПР и КПРФ составили по 9 выдвинутых человек, «Справедливой России» — 6.

Заметим, что основной посыл отказа партий от реализации соглашения с избиркомом — это ссылки на то, что властям станут известны фамилии будущих оппозиционных кандидатов и их задавят административным ресурсом. Но этот тезис вообще не выдерживает никакой критики. К примеру, о том, что на выборы в думу Кизеловского городского округа выдвинется настоящий парад уголовников, было известно давно. Ведь небезызвестный Александр Гаврилов, бывший смотрящий за городским рынком по кличке Малай, завсегдатай именин пермских криминальных авторитетов, избиравшийся и депутатом регионального Законодательного собрания, и главой Кизеловского района от партии «Единая Россия», начал готовиться к новым выборам ещё в прошлом году. Подписи Александру Николаевичу, от которого партия власти давным-давно открестилась, теперь собирать не надо. Ведь новым спонсором регионального отделения партии «Справедливая Россия» стал его друг — депутат Пермской городской думы Владимир Плотников. И данную партию по понятным причинам совершенно не беспокоит, что Александр Гаврилов был снят с должности главы в 2009 году из-за того, что избил молодую женщину и получил судимости по статьям «Побои» и «Оскорбление».

Да и остальные своих намерений баллотироваться не скрывали. Все девять кандидатов с судимостями, включая председателя местной думы Владимира Матросова (подделка документов, печатей штампов, госнаград) и ещё одного экс-главы Дмитрия Чернопиского (превышение должностных полномочий), вполне спокойно принесли свои документы в ТИК. Никакой административный ресурс бизнеса их не лишил и в тюрьму не отправил. Хотя потери в рядах судимых в Кизеле всё же появились. Часть из них не была зарегистрирована из-за сокрытия информации о судимостях, а их лидер — Александр Гаврилов — в понедельник написал заявление с просьбой аннулировать его регистрацию. Говорят, депутат краевого парламента Армен Гарслян, отвечающий перед губернатором за спокойствие в этой депрессивной территории, сделал Александру Николаевичу такое предложение, от которого тот не смог отказаться.

Сюрпризы пермской агломерации

К криминальным анклавам нынче отнесён и Краснокамск. На выборах в думу нового городского округа здесь заправляет депутат регионального Законодательного собрания из фракции КПРФ Игорь Малых. Это единственный краевой парламентарий, который имел проблемы с законом. Игорь Юрьевич был судим дважды, и оба раза за экономические преступления: статьи «Нарушение правил торговли», а также «Подделка документов» и «Мошенничество». Ну и кандидаты у него соответствующие. К примеру, нигде не работающая Татьяна Ушакова, которую он пытался делегировать на округ Галины Ушаковой, председателя думы Краснокамского городского поселения. Однако очередная махинация не удалась. «Фальшивую» Ушакову не зарегистрировали, поскольку она скрыла судимость (нанесение тяжкого вреда здоровью). А гражданская активность некоторых просто настораживает. Например, самовыдвиженец Роман Гилев заподозрил, что кандидат от «Единой России» кормит своих сторонников в кафе «Валери». Тут же поступает жалоба в полицию на подкуп избирателей, тут же полиция высылает в кафе группу быстрого реагирования. Всё как в кино, если бы не одно но. Роман Гилев был судим за хранение наркотиков. И удивительно, что стражи порядка так лихо бросились отрабатывать жалобу какого-то наркомана, который, по всей видимости, тоже работает на Игоря Малых и на его кандидата от КПРФ. (Подробнее о ситуации в Краснокамске читайте в статье «Предвыборный комикс»)

Традиционно криминален и Пермский район, где сегодня идут выборы в представительные органы власти сельских поселений. Там баллотируется 21 кандидат, когда-либо имевший проблемы с законом. Судимости самые разные, но есть и экзотические — например, за угон воздушного судна. Хотя привлекателен в Пермском районе не воздух, а земля. Именно за махинации с землёй там регулярно судят и садят чиновников, открывая вакансии для новых назначений. В том числе делегатов из депутатского корпуса. Ещё один сюрприз преподнесла Добрянка. Впервые большое количество судимых кандидатов — 19 человек — пытается избраться в думу Добрянского городского поселения. Там тоже идут бесконечные войны за землю близ дорог и воды.

Понятно, что кто-то из судимых кандидатов всё же сможет заручиться поддержкой избирателей. По прогнозам крайизбиркома, таких будет в пределах 10 процентов от общего количества зарегистрированных кандидатов с криминальным прошлым. То есть не более полутора десятков человек на весь край. Работать по снижению этого показателя можно и дальше. Но одного информирования тут явно мало. Надо разбираться с некоторыми странными явлениями. С теми же кандидатами, занимающими педагогические должности в учреждениях образования и имеющими серьёзные судимости. Их больше двух десятков человек. Кто принял всю эту шпану в школы? Была ли хоть какая-то проверка? Для начала надо обезопасить наших детей, а уж потом думать об ужесточении выборного законодательства.

Прямая речь

Игорь Вагин, председатель Избирательной комиссии Пермского края:

— В своей работе мы заинтересованы в том, чтобы в представительных ор­ганах не было лиц, причастных к тяжким и особо тяжким преступлениям. Именно поэтому сегодня, даже с учетом последних очень либеральных изменений избирательного права, мы обращаем особое внимание на тех, кто ранее имел серьёзные проблемы с законом. Мы разработали и предоставили партиям все возможные механизмы отслеживания в своих рядах кандидатов с судимостями, чтобы партии на выборах выглядели достойно. Снижение общих показателей выдвижения судимых кандидатов доказывает эффективность проводимой работы. Однако партии не всегда используют предложенные механизмы, из-за чего существенно страдает не только их имидж в глазах избирателей, но и показатели участия их кандидатов в выборах.

Текст: Евгений Плотников
Рисунок: Дмитрий Кононов
Фото: Владимир Бикмаев

 



Новости Mediametrics: