Пермский край выкупит УДС «Молот» и базу «Пермские медведи» | Бюджет | Спорт | Инфраструктура | Пермь — Звезда

Советское наследие «Мотовилихи»

2018 , 14:11

В прошлый четверг в краевом Законодательном собрании прошёл круглый стол, посвященный расходам бюджета 2019—2021 годов на объекты капитального строительства. По сути, это было «нулевое чтение» стратегического документа, где обозначены будущие краевые стройки и сроки появления новых объектов. И можно констатировать, что исполнительная власть пошла навстречу депутатскому корпусу, который в прежние годы всегда получал этот перечень вместе с бюджетом на будущую трёхлетку и никак не мог на него повлиять.

«Пермские медведи» пошли по рукам

Презентовал перечень объектов капитального строительства Михаил Сюткин, заместитель председателя краевого правительства и министр строительства. Он пожалел депутатов, многие из которых прервали отпуск ради этого мероприятия, и не стал рассказывать про каждую из 55 перечисленных в документе строек, а бегло прокомментировал шесть слайдов презентации и остановился только на знаковых объектах. Причём самый большой интерес вызвала госпрограмма «Спортивное Прикамье», в рамках которой планируется приобрести в краевую собственность и отремонтировать сразу две культовые площадки: спортивную базу «Пермские медведи» и универсальный дворец спорта «Молот». Оба объекта были построены в советский период «Мотовилихинскими заводами» и долгое время находились на содержании оборонного предприятия. Однако сейчас «Мотовилиху» банкротят, и имущество вскоре выставят на аукционы из-за долгов. Кстати, именно поэтому народные избранники интересовались у представителей краевого правительства, есть ли какие-то обременения по базе «Пермские медведи» и не находится ли она под арестом у судебных приставов. Ведь депутаты знают, что ещё десять лет назад это была учебно-спортивная база «Молот». И ПАО «Мотовилихинские заводы», избавляясь от непрофильных активов, продало этот единственный в регионе биатлонный комплекс структурам банкира и предпринимателя Владимира Нелюбина за 50 миллионов рублей.

Тогда новый собственник грозился превратить его с помощью специалистов кафедры спортсооружений Санкт-Петербургского института физкультуры в крутой универсальный спорткомплекс, но дальше его переименования в «Пермские медведи» дело не пошло.

Впоследствии этот объект, включающий в себя трассы, биатлонные стрельбища, собственную котельную, гостиницу и другое имущество, попал в залог к «Экопромбанку». После банкротства банка и самого Владимира Нелюбина базу включили в конкурсную массу. Её оценили в 136,4 миллиона рублей.

Как пояснил на круглом столе министр физкультуры и спорта Владимир Епанов, база «Пермские медведи» не находится ни под арестом, ни под каким-то иным обременением. В следующем году её планируется выкупить и в течение двух лет отремонтировать до уровня современного биатлонного комплекса. Потребность в таком объекте есть, так как более 25 тысяч пермяков регулярно занимаются лыжными гонками. И эта база всегда являлась одним из самых сильных объектов, не пропустила ни одного большого массового лыжного старта. Общая стоимость бюджетных затрат на её выкуп, на проектирование улучшений и на строительно-монтажные работы оценивается в 200 миллионов рублей. Комплекс будет рассчитан на посещение 240 человек в смену.

Аренда мешает развитию

Тема с УДС «Молот» началась с вопроса депутата Олега Постникова, который вспомнил, что в прошлом году правительство уговаривало парламентариев включить в перечень строительство нового дворца спорта. А теперь его в документе нет. И вице-премьер Михаил Сюткин был вынужден признать, что ранее краевыми властями действительно принималось решение о проектировании и строительстве дворца игровых видов спорта, рассчитанного на 10 тысяч зрителей. Объект планировали построить на одной из бывших площадок Завода имени Дзержинского. Это делалось под чемпионат мира по баскетболу среди юниоров, который пройдёт в 2019 году и где Пермь долгое время была одним из основных кандидатов на его проведение. Но, по словам Михаила Сюткина, из-за общего ухудшения политической обстановки и санкционного давления со стороны США и Европы этот проект стал невозможен. Соответственно, строительство нового объекта, который оценивался в 2 миллиарда рублей, было признано нецелесообразным.

Поскольку флагманский универсальный дворец спорта Перми всё равно нужен, то краевые власти обратили внимание на УДС «Молот». Государство в лице регионального правительства уже арендует этот объект у АО «Мотовилихинские заводы» с ноября прошлого года. Управляет «Молотом» краевое государственное автономное учреждение «Центр спортивной подготовки» (ЦСП), входящее в структуру министерства физкультуры и спорта. Однако арендные отношения имеют ряд ограничений для развития объекта.

Во-первых, если объект не является собственностью края, то нельзя вкладывать средства краевого бюджета в «неотделимые» улучшения. Во-вторых, с августа прошлого года ПАО «Мотовилихинские заводы» вошло в процедуру банкротства. И в-третьих, сам объект — здания и сооружения, а также два земельных участка — с 2015 года находятся в залоге у «Глобэксбанка», где залоговая стоимость — 538 миллионов рублей. Поэтому УДС «Молот» в скором времени будет выставлен на продажу.

И вице-премьер Михаил Сюткин, и министр спорта Владимир Епанов убеждали депутатов, что вопрос с приобретением УДС «Молот» в собственность региона принципиально решён. Это социально значимый объект с трибуной на 6 тысяч 800 зрителей, там земля предназначена только под размещение спортивных объектов. Поэтому чиновники уверены, что никаких проблем с покупкой возникнуть не должно. Вряд ли кто-то из серьёзных людей будет претендовать на актив, который с точки зрения бизнеса очень сомнителен.

В представленном перечне отмечено, что на выкуп «Молота» в следующем году и проведение там ремонтных работ в течение двух лет запланировано 387 миллионов рублей. Как правительство собирается выкупать объект на запланированные деньги, которых в полтора раза меньше, чем его залоговая стоимость, никто не рассказал. А депутаты не стали спрашивать.

Не место для диванов!

Надо сказать, что к политике выкупа объектов депутаты краевого парламента относятся спокойно. К примеру, на прошедшем круглом столе председатель бюджетного комитета Елена Зырянова отметила, что если имущество выкупается с целью оказания государственных услуг, то это нормально. Нет рисков входа в строительство и связанных с ним обстоятельств и форс-мажоров, которые затягивают срок сдачи объекта и делают бюджетные инвестиции неэффективными. А когда ты купил готовое здание, сразу можешь им пользоваться.

И в этом смысле будущая покупка культовых объектов — биатлонного комплекса «Пермские медведи» и УДС «Молот» — выглядит для региона благом. Ведь это безобразие, когда во дворце спорта торгуют диванами, потому что для владельца это непрофильный актив и он должен хоть как-то себя окупать. Или когда частник сносит большой спортивный объект, через коррупционные связи меняет его зонирование и продаёт под застройку. Как это произошло со стадионом «Дзержинец», на месте которого «Камская долина» построила ЖК «Весна».

Но голосовать на прошедшем круглом столе ни за отдельные объекты перечня, ни за сам документ не стали. Перечень рассмотрят ещё раз, по-настоящему, но уже в сентябре на заседании краевого Законодательного собрания. И примут проект постановления, который легализует расходные обязательства в бюджете на 2019–2021 годы. Если, конечно, у краевого правительства за эти два месяца не изменятся приоритеты и оно в результате не решит, к примеру, строить спортивные объекты с нуля, а не покупать их. Найдёт массу аргументов за и краевой парламент с этим, конечно же, согласится.

Пётр Перминов, директор КГАУ «Центр спортивной подготовки»:

— Законодательство запрещает вкладывать серьёзные бюджетные средства в объекты, которые не принадлежат казне. Поэтому пока регион не является собственником УДС «Молот», мы будем вносить реновацию только в то, что может быть отъемлемым. К примеру, готовимся приобрести новую ледовую машину. Потому что надо думать о болельщиках. Паузы между периодами должны чем-то наполняться, должно быть шоу. Но скорость заливки льда не позволяет это делать. Всё происходит очень медленно.

Болельщики со стажем помнят то время, когда в перерывах на лёд выходили пермские звёзды фигурного катания и показывали какие-то номера, обкатывали элементы своих больших программ. Фигуристы и сегодня к нам становятся в очередь, им нужны матчи «Молота» для того, чтобы выйти на ледовую площадку и показать свой номер пяти тысячам присутствующих зрителей. Хоккейные болельщики не самая благодарная публика для фигуристов, но это напряжение позволяет спортсменам сосредоточиться на выступлении и потом показывать хорошие результаты. Поэтому покупка ледовой машины — это очень важный этап, который позволяет развивать как «Молот», так и ледовые виды спорта в целом.

Текст:  Евгений Плотников
Фото:  Владимир Бикмаев



Новости Mediametrics: