Эксперт «Звезды» назвал новый краевой закон последним гвоздем в крышку гроба прикамской демократии

12 апреля 2018 , 12:28


Совет муниципальных образований Пермского края разрабатывает очередной законопроект по ликвидации остатков местного самоуправления. Оно уже когда-то лишилось прямых выборов глав муниципалитетов, которые были заменены конкурсом с превалированием губернаторских выборщиков. А вскоре и сами главы лишатся полномочий по назначению заместителей без согласования с правительственной комиссией. Что, к слову, очень напоминает систему прямого губернаторского правления и почему-то горячо приветствуется руководителями органов местного самоуправления.

Поддержка записных авторитетов
Совет муниципальных образований Пермского края к середине апреля намерен завершить приём дополнений и предложений от глав муниципалитетов к будущему краевому закону, предусматривающему повышение качества системы управления на местах. Его суть заключается в том, что кандидаты на должности заместителей глав муниципалитетов должны будут согласовываться с экспертной комиссией при краевой администрации, куда, в частности, войдут вице-премьеры регионального правительства.

Эта тема обсуждалась на последнем заседании правления Совета муниципальных образований, где председательствует глава Пермского района Александр Кузнецов. И хотя этот законопроект в очередной раз выдаётся за инициативу самого совета, но докладывала его и. о. руководителя администрации губернатора Яна Дорофеева. Она и рассказала, что данный законопроект необходим для выстраивания более плотной и эффективной системы взаимодействия руководителей краевого и муниципального уровней власти по отраслевому принципу. По признанию Яны Владимировны, концепция данного документа согласована с краевой прокуратурой. Закон будет применяться в отношении новых назначений.

Удивительно, но эта дискриминационная в отношении МСУ инициатива не встретила никакого негатива со стороны двух десятков присутствовавших на заседании правления глав. Наоборот, её дружно поддержали все записные авторитеты — и глава Пермского района Александр Кузнецов, и глава Кишертского района Тамара Конопаткина, и глава Октябрьского района Георгий Поезжаев. В голос говорили о том, что новая система согласования заместителей глав позволит выстроить эффективную цепочку взаимодействия властей, что в системе управления будет единообразие, что новшество поможет муниципалитетам двигаться в одном темпе. И даже вызывает удивление, как эти главы, которые руководят территориями уже по пятнадцать лет, умудрялись ранее нанимать себе заместителей без подсказок из края и были при этом эффективными.

Чаша демократии
Специфика Прикамья в том, что местное самоуправление здесь всегда убивалось по указке сверху, но руками этого же самого местного самоуправления. К примеру, от должности всенародно избранного главы Перми, наделённого финансово-хозяйственным функционалом, губернатор Олег Чиркунов избавился почти сразу после появления такой законодательной возможности. Ещё в 2005 году депутаты Пермской городской думы внесли в устав изменения, согласно которым глава Перми избирался на всенародных выборах и председательствовал в думе, а городским хозяйством руководил глава администрации, нанятый по конкурсу. Тогда им стал выходец из торгового бизнеса Олега Чиркунова – Аркадий Кац. И хотя в дела остальных муниципалитетов Олег Анатольевич не лез и всегда декларировал, что ему нужны сильные главы, которые появляются только в результате конкурентной борьбы на прямых выборах, но дурной пример оказался заразителен. Институт сити-менеджеров был внедрён в Пермском, Губахинском и ряде других районов, которые всегда в тренде.

Потом к теме прямых выборов глав возвращались при губернаторе Викторе Басаргине, который ещё в самом начале своего правления в 2012 году публично пообещал жителям Перми возврат данной нормы. И даже сопроводил это красивой метафорой: мол, пермяки изопьют чашу демократии до дна. Поэтому в 2014 году чаша демократии и впрямь была испита. Ведь по инициативе Совета муниципальных образований Пермского края под председательством главы Пермского района Александра Кузнецова был принят закон, который вообще лишил всенародно избранных глав финансово-хозяйственных полномочий. За ними осталось только руководство представительными органами. Началась эпоха наёмных сити-менеджеров. А спустя год, с подачи всё того же Александра Кузнецова, прямые выборы глав на территории Прикамья были полностью заменены на конкурсные процедуры.

Подавляющее большинство глав, которые, кстати, сами пришли к власти в результате прямых выборов, дали письменное согласие на все эти законы и поправки. Лишь единицы отказались входить в историю как могильщики демократии. Это глава Ильинского района Анатолий Красноборов, глава Карагайского района Григорий Старцев, глава Нытвенского района Виталий Трефилов, глава Александровского района Александр Шицын, спикер Земского собрания Краснокамского района Игорь Малых, глава Краснокамского городского поселения Юрий Чечёткин. Они сразу попали в категорию «нерукопожатных» и плохо финансируемых. Из них лишь Анатолий Красноборов удержался на своём месте. Остальным пришлось бороться за выживание, проявляя себя на других политических площадках.

Глава Александровского района Александр Шицын не дал согласия на поправки и попал в категорию «нерукопожатных»

Вопреки основному закону
Новое руководство края к местному самоуправлению тоже неравнодушно. Его первые шаги в отношении МСУ — это однозначно укрепление вертикали власти. В тех территориях, где проходили конкурсы по отбору глав, конкурсные комиссии стали возглавлять губернаторские делегаты. Это жёсткое требование, чтобы член комиссии с правом решающего голоса был от него. И, по сути, сегодня только руководство решает, кому и в какой территории стать главой. Голосование местных депутатов превратилось в пустую формальность.

Также новый глава региона два месяца на-зад обозначил свою позицию по МСУ перед премьером Дмитрием Медведевым на инвестиционном форуме в Сочи. Отметил, что расходы на управление в поселениях доходят до 80 процентов и что бюджет просто кормит чиновников, которые реальные вопросы населения не решают. Поэтому необходимо либо упростить процедуру преобразования районов в округа, либо вовсе вернуться к одноуровневой системе МСУ, которая была в России до знаменитой реформы Дмитрия Козака образца 2003 года. И хотя федеральные власти никаких указаний на этот счёт не давали, но Максим Геннадьевич взялся за дело. Уже созданы Гремячинский, Кизеловский, Краснокамский и Чайковский городские округа. На очереди — Горнозаводский и Осинский районы, а также процедуры присоединения Соликамского района к Соликамскому городскому округу, Кунгурского района к Кунгурскому городскому округу.

Мнение
Недавняя инициатива с согласованием заместителей глав — последний гвоздь в крышку гроба прикамской демократии. Потому что все эти шаги, начиная от первых инициатив губернатора Чиркунова по отмене прямых выборов мэра краевого центра и заканчивая последним штрихом руководства края, — это волюнтаристские и субъективные решения. Население об этом губернаторов не просило, а основной закон говорит совсем о другом. Поэтому было бы логичнее сначала изменить Конституцию страны, убрав из неё «крамольные» статьи о том, что единственным источником власти в Российской Федерации является её народ и что местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти. И уж только потом выдумывать новые способы контроля над муниципалитетами, требуя от глав согласования на правительственной комиссии всех кандидатов на все ставки, включая уборщиц и курьеров.

* на первом фото председатель Совета муниципальных образований Пермского края, глава Пермского района Александр Кузнецов, который уже давно и заслуженно носит статус «могильщика демократии»

Текст: Евгений Плотников
Фото: Владимир Бикмаев