«Звезда» разбирается в устройстве городского водоснабжения | ЖКХ | Продукты | Пермь — Звезда

Город и вода

2018 , 12:57

В минувшие выходные город пережил очередное отключение воды. Для ежегодных профилактических работ останавливали Чусовские очистные сооружения. Нужно отдать должное коммунальным работникам — в заявленные сроки они уложились. Тем не менее провести без воды от суток до полутора, да еще в жару, — удовольствие не самое приятное. Корреспондент «Звезды» рассказывает читателям об устройстве городского водоснабжения.

Вода из крана: количество

Общая протяженность водопроводных сетей в Перми составляет 1240 километров. В основном город снабжают водой Чусовские очистные сооружения (ЧОС) и Большекамский водозабор (БКВ). С ЧОС получают воду Кировский, Орджоникидзевский и Индустриальный районы, часть Мотовилихинского (микрорайоны Вышка-2, Висим, Запруд, Костарево, Садовый), а также правобережная часть Дзержинского района и Краснокамск.

Ленинский, Свердловский и часть Мотовилихинского района получают смешанную воду с ЧОС и БКВ, причем пропорция изменяется в зависимости от режима от 0 до 100 процентов, то есть к потребителю может поступать только вода ЧОС или только вода БКВ.

Поселок Новые Ляды снабжают водой собственные очистные сооружения. Часть Кировского района снабжают водой также Кировские очистные сооружения. В сумме на их долю приходится 5 процентов городского водоснабжения, 75 процентов нагрузки обеспечивают ЧОС и 20 процентов — БКВ.

Первый блок ЧОС пущен в работу в 1970 году, второй — в 1977-м, третий — в 1982-м. Проектная производительность ЧОС — 375 тысяч кубометров воды в сутки. Большекамский водозабор гораздо старше. Первая его очередь была построена в 1934 году. Проектная мощность БКВ — 135 тысяч кубометров в сутки.

Вода из крана: качество

Водоснабжение города Перми осуществляется из Камского и Воткинского водохранилищ, вода которых относится к классу 3 — «очень загрязненная». Основные источники загрязнения — это предприятия Соликамско-Березниковского промышленного района, бывшего Кизеловского угольного бассейна, предприятия Перми, Чусового, Лысьвы, Краснокамска, Чайковского. К источникам загрязнения водоемов относятся также полигоны твердых бытовых и промышленных отходов, сельхозпредприятия, территории населенных пунктов.

Наиболее распространенные загрязняющие вещества — нефтепродукты, фенолы, соединения марганца, меди, железа, аммонийный и нитритный азот, трудноокисляемые органические вещества. Их концентрации стабильно превышают предельно допустимые, и картина эта с годами не улучшается. Впрочем, и не особо ухудшается.

Следует отметить еще два момента: это жесткость воды и содержание фтора. Жесткость в течение года непостоянна и может варьироваться. Уменьшается жесткость в сезон дождей и в паводковый период. С ноября по апрель, когда прекращается приток осадков и грунтовых вод, показатель жесткости превышает норму.

Что касается фтора, то его содержание в воде Камы и Чусовой, наоборот, крайне низко.

Вода из крана: очистка

Схемы водоподготовки на ЧОС и БКВ предусматривают забор воды из поверхностного источника, ее многоступенчатую очистку и обеззараживание. Не вдаваясь в технические подробности, скажем, что многие годы в качестве основного метода обеззараживания использовалось хлорирование. С октября 2008 года на ЧОС внедрена новая технология подготовки воды — хлораммонизация. Для нейтрализации активного хлора на стадии водоподготовки вводится сульфат аммония. Обеззараживающим агентом становится не свободный хлор, а образующиеся в воде хлор-амины (неорганический связанный хлор). Количество хлорорганических веществ, влияющих на здоровье, при такой технологии уменьшается в 5—10 раз. Кроме того, обеззараживающее действие хлораминов эффективнее, чем у хлора, так как сохраняется намного дольше при движении воды по трубам. На технологию хлораммонизации уже перешли водоканалы Москвы, Санкт-Петербурга (там вместо жидкого хлора используется гипохлорит натрия), Ижевска, Казани. Качество и вкусовые качества воды в этих городах улучшились.

На втором пермском водозаборе — Большекамском — пока сохраняется традиционное хлорирование. Для внедрения хлораммонизации требуется реконструкция части сооружений и замена оборудования.

Вода на выходе с очистных сооружений отвечает всем требованиям СанПиН, но, дойдя до потребителей, она вновь подвергается повторному загрязнению. Причина этого — система трубопроводов, а именно стальные трубы. И хотя модернизация ведется — стальные трубы меняют на пластиковые (у них выше срок службы и отсутствуют внутренние нарастания), — но этот процесс поэтапный, длительный и требующий инвестиций.
Неудивительно, что пермяки по-прежнему стараются не пить воду из-под крана. Одни пользуются фильтрами, другие — бутилированной водой или водой из киосков. Бытовые фильтры позволяют избавиться от примесей (хлора, органических соединений, солей тяжелых металлов, ржавчины, песка), значительно улучшить вкус воды и устранить неприятный запах. Выбор фильтров на рынке сейчас широчайший, и в целом пользоваться ими или нет — вопрос личного выбора и экономии. А вот на бутилированной воде стоит заострить внимание.

Бутилированная вода: что внутри?

По мнению некоторых специалистов по водоочистке, бутилированная вода и вода из-под крана мало чем отличаются друг от друга. Иногда качество бутилированной воды даже хуже, чем водопроводной. Потребитель не догадывается, какие вредные эффекты способны вызвать соединения, образующиеся в процессе водоподготовки уже хлорированной воды с целью ее обеззараживания. Эта подготовка может включать такие процессы, как ультрафиолетовое облучение и озонирование. При повторной обработке уже обработанной воды удаляются необходимые для человеческого организма компоненты, повышенное содержание которых более физиологично, чем их недостаток.

При всем многообразии товара, представленного в магазинах, найти качественную бутилированную воду, отвечающую всем требованиям СанПиНа, крайне сложно. Зачастую информация на этикетке не соответствует истине. Среди российских производителей есть только несколько компаний, которые честно пишут, что в бутылке находится «водопроводная вода высокой степени очистки». Согласно обозначенному на всех бутылках коду продукции, все бутилированные воды относятся к «воде питьевой водопроводной» и должны соответствовать требованиям единых ГОСТа и СанПиН в той же мере, в которой им должна соответствовать обычная вода из-под крана.

Относительно названия «артезианская вода», указанного на этикетках или киосках, необходимо сказать, что это бывает рекламный ход производителей. Судя по глубине и расположению скважин (60–120 метров), подземные воды являются грунтовыми, а не артезианскими. Они достаточно легко подвержены загрязнению с поверхности земли, особенно вблизи города.

По качеству питьевая вода делится на первую и высшую категории. К воде первой категории относится водопроводная вода, которая подвергается фильтрации и обеззараживанию. К высшей категории относят воду из самостоятельных подземных (родниковых или артезианских) водоисточников, надежно защищенных от биологического и химического загрязнения. Помимо абсолютной безопасности, она должна быть полезной для человека, то есть насыщенной макро- и микроэлементами. Однако даже с безопасностью не всё так просто. Вспомним нашумевшую историю.

Бутилированная вода: скандал

Пять лет назад, 24 июля 2013 года, в лагере «Гудок» около 30 ребят пожаловались на боли в животе, общее недомогание и тошноту. Несколько часов спустя в другом лагере «Орленок» с такими же жалобами к врачам пришли 50 детей. В целом в семь медучреждений были госпитализированы 118 человек.

Проверка прокуратуры показала неудовлетворительный результат экспресс-анализа воды на бактериологические показатели. Было установлено, что одна местная компания создала угрозу для здоровья и жизни детей в оздоровительных лагерях. В материалах расследования говорится, что в пробах бутилированной воды была выделена условно-патогенная флора, которая явилась одним из возбудителей болезни. Более того, вода не соответствовала требованиям СанПиН по показателям физиологической полноценности макро- и микроэлементного состава, критериям безвредности химического состава. Краевая прокуратура установила, что ООО «Родник Прикамья» при реализации, отгрузке и поставке бутилированной воды потребителям своевременно не контролировало ее качество. При этом руководство фирмы отрицало свою причастность к отравлению детей и намеревалось отстаивать свою деловую репутацию в суде. В компании утверждали, что воду неправильно хранили в лагере.

В 2014 году сотрудники кафедры динамической геологии и гидрогеологии ПГНИУ исследовали воду некоторых пермских производителей:?всё тот же «Родник Прикамья», «Ново-Лядовская», «Веселый водовоз», «Белогорская». В результате химического анализа установили, что все пробы воды не соответствуют СанПиН:?они либо превышают нормативы качества и физиологической полноценности питьевой воды, либо имеют очень низкие значения.

Общая жесткость бутилированной воды, например, находится значительно ниже нормы физиологической полноценности. Это указывает на искусственное смягчение воды. Проще говоря, для воды в Пермском крае характерна высокая жесткость, мы, местные жители, к ней привыкли, и если перейти на потребление искусственно смягченной воды, это может сказаться на нашем организме негативно.

Вода из киосков: снова скандал

Не будем касаться животрепещущей темы размещения НТО. Нас в данном случае интересует не количество или место расположения «водопоек», а качество их продукции. Здесь, как нетрудно догадаться, тоже не всё гладко.

Совсем недавно активисты Пермского молодёжного центра проверили разливную воду в киосках трёх пермских поставщиков. По итогам экспертизы в центре исследований и сертификации «Федерал» в одной пробе была обнаружена кишечная палочка, в трёх пробах — синегнойные бактерии. Сейчас прокуратура Мотовилихинского района проводит проверку с привлечением специалистов Роспотребнадзора. Проверка завершится через две недели, после чего ведомство будет готово поделиться результатами.

Вода из родника: экстрим

Некоторых граждан не устраивает ни водопроводная, ни бутилированная, ни разливная вода, и они идут… на родник. Как говорится, бог им судья.

В Перми насчитывается около 100 родников. Они обустроены и оборудованы для интенсивного отбора воды и круглый год используются населением для питья, хотя общеизвестно, что окружающая среда в огромном промышленном городе, в том числе и подземные воды, подвергается интенсивному загрязнению.
Прежде всего это стабильное загрязнение азотистыми соединениями. Это означает, что один из основных источников загрязнения родников — городская канализация. Вдобавок еще выхлопы от тысяч автомобилей и расположенных в черте города промышленных объектов. Не вдаваясь в подробные результаты химического анализа, скажем только, что пить родниковую воду, мягко говоря, не рекомендуется.

А если скважина?

В последнее время в Перми активно развивается малоэтажная жилая застройка. Люди, которые могут себе позволить жить на периферии города или за его чертой в отдельном доме с приусадебным участком, бурят индивидуальные водозаборные скважины, считая, что подземная вода значительно лучшего качества, чем водопроводная.

Однако результаты анализов свидетельствуют о том, что подземные воды из таких скважин не могут быть надёжным источником питьевого водоснабжения. Такие показатели, как минерализация, жёсткость, концентрация сульфатов, нитратов и железа, в подавляющем числе проб больше ПДК. Причина в том, что, по сути, вода из скважины — та же вода, что и из родников. Это грунтовые подземные воды. Они не защищены от загрязнения. Поэтому необходимо регулярно оценивать качество воды с помощью лабораторного анализа и осуществлять дополнительную очистку.

В целом вопрос «Что пить?» остается открытым — и хорошо, что пока у нас хотя бы есть варианты его решения. Вы всё ещё кипятите? Правильно делаете!

Текст:  Александр Иванов
Фото: открытые источники



Новости Mediametrics: