В Перми повысят тариф на проезд в общественном транспорте — Звезда

В Перми повысят тариф на проезд в общественном транспорте

27 марта 2023 , 14:29

Индексация в 2 рубля мало скажется на расходах часто ездящих горожан

Плановую индексацию тарифа на проезд в пермском общественном транспорте на круглом столе обсудили представители горадминистрации, Контрольно-счетной палаты и общественности, депутаты краевого Заксобрания и Думы Перми. В апреле стоимость разовой поездки вырастет с 33 до 35 рублей, но тарифное меню по-прежнему позволит горожанам экономить на поездках и платить за них на уровне тарифов, действовавших несколько лет назад.

Цена проезда на автобусах и трамваях формируется в результате поиска компромисса с учетом разных факторов. Ключевых среди них два – реальные расходы перевозчиков и возможности городского бюджета дотировать их, сдерживая рост стоимости проезда в условиях повышения цен на топливо и иные значимые для перевозчиков расходы. На сегодня доля дотаций на работу отрасли за счет средств бюджета города Перми составляет 24%.

На круглом столе звучали предложения увеличить бюджетные расходы на общественный транспорт либо отложить их на вторую половину года. Но эти инициативы не были подкреплены финансовыми расчетами. По оценкам специалистов, городской бюджет не сможет выделить нужную сумму на балансировку финансового состояния отрасли без того, чтобы не обескровить не менее важные отрасли – образование, благоустройство, ремонт дорог и др.

По словам начальника пермского департамента транспорта Анатолия Путина, экономически обоснованная величина тарифа на проезд в общественном транспорте с учетом расходов отрасли достигла 35 рублей. Таким образом, проиндексировать действующий тариф необходимо на 6%. Это вдвое ниже показателя инфляции за прошлый год. По расчетам, шестипроцентный рост тарифа не только поддержит работу отрасли, но и позволит ее развивать, запускать новые маршруты, увеличивать количество рейсов, строить остановочные пункты.

Дополнительные средства пойдут на улучшение качества перевозок. Как пример была приведена организация новых транспортных связей между более чем десятью микрорайонами краевой столицы. Кроме того, адекватная тарифная политика позволила значительно обновить подвижной состав, чем Пермь выгодно отличается от многих городов ПФО и УрФО. На закупку новых трамваев и автобусов приходится 27% всех расходов отрасли. Еще 22% идет на общехозяйственные нужды, столько же – на заработную плату водителей. Расходы на топливо и электроэнергию, ремонт и техническое обслуживание транспорта достигают 11%. 7% уходит на содержание трамвайной инфраструктуры.

Основное внимание участники круглого стола уделили обсуждению того, как рост тарифа скажется на расходах пермяков.

– Для горожан, которые пользуются общественным транспортном регулярно, цена одной поездки в среднем составляет 21 рубль, по льготному проездному – порядка 12 рублей, – отметил первый замглавы администрации Перми Эдуард Хайруллин.

По сути, повышение тарифа с 33 до 35 рублей коснется только тех, кто оплачивает проезд банковскими картами без приобретения проездных билетов. То есть речь идет о категориях пассажиров, которые пользуются общественным транспортом редко. Как только появляется необходимость регулярных поездок, горожане предпочитают выбрать подходящий им тариф.

– Мы очень внимательно прорабатываем линейку проездных, постоянно совершенствуем маршрутную сеть, запускаем новые маршруты. Так, осенью этого года начнет работу новый маршрут, который свяжет центр города с ЖК «Погода». Кроме того, есть дополнительные меры социальной поддержки в виде бесплатного проезда для учеников начальных классов, а также льготных проездных для членов малоимущих многодетных семей, – уточнил Хайруллин.

По информации департамента транспорта, на банковские карты приходится 47 процентов платежей за проезд, и этот показатель снижается в пользу транспортных карт, к которым привязаны преимущества тарифного меню. При действующем тарифе в 33 рубля средняя стоимость одной поездки составила 26,5 рублей. Выбирая между проездными, горожане в 73 процентах случаев отдают предпочтение безлимитному варианту. Один пассажир совершил так много поездок, что каждая из них обошлась ему всего в 4 рубля 90 копеек!

Значимым аргументом в пользу повышения тарифа стало сравнение Перми с другими городами. Если в Екатеринбурге он также равен 33 рублям, то за безлимитный проездной на месяц там придется выложить 2 тыс. 650 рублей. В Перми, напомним, безлимит обойдется всего в 1 тысячу 785 рублей. Тариф 35 рублей принят в Самаре, Нижнем Новгороде, 36 рублей – в Красноярске и Казани, 40 рублей – в Краснодаре. При этом почти везде стоимость безлимитных проездных выше, чем в Перми. В Волгограде – 1,8 тыс. рублей, в Самаре – 1 тыс. 985 рублей, в Нижнем – 2,3 тыс., в Казани – 3,1 тыс.

Из этого участники круглого стола сделали вывод, что надо активнее информировать пермяков о возможностях тарифного меню. Даже при росте тарифа на 2 рубля сохраняются возможности ездить дешевле, чем в большинстве городов-миллионников страны. Так, на безлимитном проездном при 88 поездках в месяц (22 рабочих дня с необходимостью одной пересадки по дороге от дома до работы) стоимость проезда в пермском общественном транспорте падает до 20 рублей – до уровня трехлетней давности.

– Очень важно, чтобы наша транспортная отрасль продолжала развиваться. Сейчас положительная динамика есть – и как следствие – снижаются убытки. В то же время, растет и инфляция, стоимость горючего, закупок и обслуживания техники. По итогам круглого стола обратили внимание на то, что необходимо усилить информирование жителей о возможностях безналичной оплаты проезда, поскольку стоимость разовой поездки по проездным при регулярном использовании существенно ниже тарифа, – резюмировал председатель Пермской гордумы Дмитрий Малютин.

Кроме того, Малютин подчеркнул важность усиления работы по росту собираемости оплаты за проезд. Из-за «зайцев» городской бюджет недосчитывается ежегодно от 0,9 до 1 млрд рублей. Вариант с возвращением кондукторов не рассматривается, так как именно в такую сумму обойдется их фонд заработной платы. Поэтому стоит сосредоточиться на других механизмах. Администрации Перми было предложено в срок до 15 апреля, когда намечено повышение тарифа, разработать дорожную карту мероприятий, направленных на сокращение случаев безбилетного проезда.

Александр Давыдов

 



Новости Mediametrics: