Что изменилось в жизни пермских автовладельцев в ноябре 2022-го

2022 , 09:31


Российские власти всех уровней во все времена были озабочены наполнением бюджета, а нынче – особенно. В поисках источников дохода они с незавидной регулярностью обращают внимание на автовладельцев. Вот и сейчас им в очередной раз лезут в карман. Однако текущие экономические реалии подталкивают к отказу от владения авто, и это усиливает заданный властями тренд.

Ноябрь 2022 года принес сразу два неприятных сюрприза пермским водителям. Во-первых, расширилась зона платной парковки в центральных районах Перми, а рост платы за парковку в самой центральной зоне составил сразу 50 процентов – с 20 до 30 рублей в час. Во-вторых, примерно на шесть-семь процентов выросла стоимость дизельного топлива: цена литра дизеля вплотную приблизилась к 60 рублям, тогда как еще летом за него платили на пять рублей меньше.

В УФАС рост цены объяснили ростом цен на бирже, где дизельное топливо менее чем за три месяца подорожало с 57,5 до 70,7 тысячи рублей за тонну. Впрочем, эти объяснения – слабое утешение для автовладельцев. Похоже, в условиях экономической турбулентности их воспринимают как «вторую нефть». Логика проста: есть деньги на машину – найдутся и на топливо, и на оплату парковки.

Что касается парковочной политики, то ее ужесточение – федеральный тренд, в который местные власти успешно вписываются. На днях Минтранс РФ обнародовал рекомендации муниципалитетам вводить плату за парковку на общественных территориях городов, если парковочные места занимаются на 85 процентов и более. Одновременно министерство советует местным властям создавать «мотивацию» для автомобилистов оставлять
свои машины на перехватывающих парковках и передвигаться по городам на общественном транспорте.

Перехватывающих парковок в Перми нет, зато есть огромные расстояния. Краевая столица – третий по площади город страны, растянутый вдоль Камы примерно на 70 километров. Плюс климат, большую часть года на Западном Урале холодно, а остановки общественного транспорта открыты всем ветрам. Эти два объективных фактора напрочь убивают любую мотивацию автовладельцев к пересаживанию на автобус или трамвай. Они будут ездить, пока не прижмет по-настоящему. А прижать, учитывая упорство профильных чиновников, может.

Значимым фактором во взаимоотношениях автовладельцев с властями становится финансовый пресс, который испытывают собственники транспортных средств. Во-первых, автомобили стремительно превращаются в роскошь. С февраля рынок продаж автомобилей находится в состоянии пикирующего самолета. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в октябре 2022 года по сравнению с октябрем 2021 года сокращение продаж новых автомобилей составило 62,8%.

Во-вторых, многочисленные представительства иномарок свернули или минимизировали свою деятельность в России, а санкционное давление выталкивает поставки запчастей в зону серого импорта. Это тоже провоцирует рост стоимости товара для конечного покупателя. «Автостат» оценивает средние ежемесячные расходы на автомобиль в размере десяти тысяч рублей, что близко к минимальному размеру оплаты
труда в стране. Совместный опрос «Автостат» и АвтоMail.Ru показал, что 70 процентов респондентов-автовладельцев считают рост расходов высоким.

Обложенный со всех сторон собственник авто все больше напоминает курильщика – всегда виноват и за все должен платить. Такой подход уже спровоцировал рост нелегального рынка ОСАГО и падение продаж страховых компаний. Массовый отказ от ТО, предполагающего серьезные финансовые вливания в ремонт и оснащение авто, привели к решению снять с процедуры статус обязательной. На платные парковки водители ответили масками на госномерах.

Сложно сказать, что придумают автовладельцы, если финансовый пресс не перестанет расти. Не зря у нас говорят, голь на выдумки хитра. Главное, чтобы не начался широкий процесс деавтомобилизации. Как верно замечают эксперты, проблемы отрасли касаются миллионов людей, занятых в производстве, логистике, продаже, обслуживании. Отказ от автомобиля может вызвать падение продаж на АЗС, закрытие дилерских центров, автомагазинов, небольших частных мастерских, где зарабатывают своим семьям на хлеб с маслом ипэшники и самозанятые.

Хорошо бы сначала подсчитать, во что обойдется экономике резкое снижение числа автовладельцев, а потом подумать, насколько тренд на выдавливание автомобилей из города отвечает интересам города и горожан.

 

Александр Давыдов



Новости Mediametrics: