Разработки пермских авиастроителей нужны покорителям и небес, и недр

1 мая, 17:12

На прошедшем Пермском инженерно-промышленном форуме–2021 состоялась презентация двигателя промышленного назначения ПД-14ГП-1/-2. Для дальнейшей судьбы будущего семейства это явление значит не меньше, чем первый полет собственно ПД-14 на крыле самолета МС-21-310, состоявшийся в декабре прошлого года.

Это важно по той простой причине, что в условиях незавершившейся пандемии наземное применение авиационных двигателей – то есть газоперекачка – выглядит более стабильным источником доходных поступлений, нежели отрасль авиаперевозок, восстановление которой до былого уровня каждая новая разновидность COVID-19 отодвигает во всё более туманную даль.

…И по экологической моде

И хотя публике на Пермском промышленном форуме был представлен всего лишь полноразмерный макет, востребованность разработки «ОДК-Авиадвигателя» не вызывает сомнений. Поскольку силовая установка создается по заказу ПАО «Газпром» и будет использоваться в составе газоперекачивающих агрегатов, как сейчас используются промышленные модификации двигателя ПС-90.

«Наземка» в «святые» девяностые вообще всё наше КБ спасла, а теперь достоинства пермской конструкторской школы усиливает и весь потенциал Объединенной двигателестроительной корпорации, материальным воплощением совокупных усилий которых и является базовый двигатель.

Как утверждают разработчики, основными преимуществами нового двигателя будут увеличение топливной экономичности на 6–8 процентов, эмиссия NOx до 50 мг/м3 и ресурс в 200 тысяч часов. Применение эффективных конструкторских решений и оснащение двигателя малоэмиссионной камерой сгорания обеспечат и соответствие новой разработки пермской школы последним экологическим требованиям.

По словам заместителя генерального конструктора – главного конструктора газотурбинных установок (ГТУ) Максима Снитко, в Перми произведут более двухсот таких двигателей в период до 2030 года.

– Такие объемы производства заставляют нас искать партнеров из предприятий малого и среднего бизнеса, готовых инвестировать в наукоемкие продукты, – сообщил Снитко на стратегической сессии «Развитие промышленной кооперации АО «ОДК – Пермские моторы». – Помимо этого мы планируем развивать сотрудничество с вузами: мы плодотворно работаем с Пермским национальным исследовательским политехническим университетом, а планируем обратиться к ученым и госуниверситета.

Судя по его докладу, «Авиадвигатель» разрабатывает сразу целый ряд установок наземного применения, поскольку там фигурировали перспективные движки для ГТУ-12ПД и ГТУ-16ПД мощностью 12 и 16 мегаватт на базе газогенератора ПД-14.

Вершина мысли

Разумеется, не могли обойти вниманием и самый амбициозный проект пермских конструкторов – двигатель большой тяги ПД-35. Как выразился крупнейший авторитет среди пермских конструкторов Александр Иноземцев, являющийся одновременно заместителем генерального директора ОДК и управляющим директором – генеральным конструктором «ОДК-Авиадвигателя», создание ПД-35 для дальнемагистральной авиации – «это технологическая вершина инженерной мысли, воплощение самых передовых технологий…»

– Один их перечень огромен. На этот проект работает вся страна, – подчеркнул Александр Иноземцев. – Мы обязаны оправдать доверие президента и создать на базе ПД-35 семейство газотурбинных двигателей для авиации и топливно-энергетического комплекса.

На днях Александр Александрович, кстати, отметил свое 70-летие. И в этом году его труды могут быть отмечены очень высокой государственной наградой.

...Можно не сомневаться, что в свое время и двигатель ПД-35 обзаведется модификациями разной тяги, словно курица цыплятами, как для воздушного, так и для наземного применения. Свой отпрыск скоро появится и у ПД-14.

По сообщению пресс-службы ОДК, корпорация (читай – пермский «Авиадвигатель») завершила изготовление основных узлов и систем опытных газогенераторов нового перспетивного двигателя ПД-8: компрессора высокого давления, камеры сгорания и турбины высокого давления. Следующим этапом станет сборка опытного газогенератора.

– В производстве деталей и узлов газогенератора перспективного двигателя применяются прогрессивные технологические процессы и современное оборудование, включая формообразование основных деталей двигателя аддитивным способом, – рассказал заместитель генерального директора – генеральный конструктор ОДК Юрий Шмотин.

Стратегическая важность

Значение разработки трудно переоценить, ведь она ведется еще и в русле импортозамещения, причем стратегического уровня. Поскольку маршевая силовая установка ПД-8 создается для применения на самолетах SSJ-new – следующей модификации «Суперджета», которая будет летать уже не на французском двигателе SaM146 рыбинской сборки.

Как подчеркивается в сообщении, создание ПД-8 идет в широкой кооперации предприятий ОДК с использованием положительного опыта создания двигателя ПД-14. Можно ли назвать эту разработку совершенно новым двигателем или ПД-8 всё-таки входит в семейство ПД-14 – вопрос для специалистов, однако в целом это не принципиально.

Принципиально другое: в недалеком будущем вся российская магистральная авиация будет летать на пермских двигателях. Но на этом хорошие новости от пермских авиамоторостроителей не кончаются.

Военная тайна?

Всё тот же Александр Иноземцев на днях в интервью агентству «Авиапорт» заявил, что в ближайшее время снова может оказаться крайне востребованным старый добрый ПС-90А. К 2023 году его производство необходимо увеличить… в два раза!

– Это очень большой объем, – поведал генконструктор. – Теперь уже объединенным предприятием мы будем делать всё, чтобы максимально нарастить свои производственные возможности и выполнить этот заказ. Скорее всего, будем кооперироваться с Москвой, Уфой, Рыбинском. Я уверен, они поддержат. Семейство ПС-90А будет жить и в небе, и на земле.

О наземном применении ПС-90 хорошо известно: на годы вперед расписаны планы «Газпрома» по строительству «Силы Сибири – 2». Новый крупный заказ на ПС-90А мог прийти только из области авиации, причем военно-транспортной.

Тут, по всей видимости, надо встать по стойке смирно и сообразить про себя, что, вероятно, ремоторизация на пермские двигатели транспортников Ил-76 идет успешно. А может пойти, наверное, еще успешней. Недавние учения на юго-западе страны и в Крыму доказали способность – и потребность – перебрасывать большие массы войск с направления на направление в кратчайшие сроки.

…Для нас же тут, в тылу, главное, что работой пермский куст авиамоторостроительных предприятий будет завален по самую крышу. И ни одна пандемия ему не страшна.

Алексей Клочихин
info@zwezda.su