Прокуратура и депутаты требуют от транспортного департамента Перми решить проблему с суточными проездными

18 февраля, 01:57


Несть числа проблемам, препятствиям и неприятностям транспортной реформы в Перми, которая длится в столице Прикамья уже третий год. Может, однажды о ней сложат эпос городского масштаба, однако пока что мы ограничимся короткими заметками по поводу еще одной неувязки этого сюжета.

На февральском заседании комитета Пермской гордумы по экономическому развитию депутаты поинтересовались выполнением одного поручения, данного администрации краевого центра. Дано оно было уже год (!) тому назад, в начале 2020-го. Депутаты тогда просили чиновников отчитаться, когда будет исправлен «баг» в системе проездных на общественном транспорте Перми.

А именно: когда срок действия проездных (как для льготников, так и для простых граждан) будет отсчитываться не от даты покупки, а от даты первой поездки. Проблему вновь изложил председатель комитета Арсен Болквадзе, а живописала заместитель прокурора Перми Анна Бабкина.

– Система проездных документов подразумевает как льготные документы, так и нельготные, по полной стоимости, – рассказала Бабкина. – Обычные проездные предусматривают возможность приобретения на месяц, на год и на сутки. В течение года к нам поступало большое число жалоб от граждан, которые не могли реализовать право на приобретение различных проездных.

Сама система их использования подразумевала активацию не с момента первого оказания услуги, а с момента приобретения. То есть нивелируется сама возможность использования проездных в течение суток.

Человек покупает проездной из расчета, что будет пользоваться им на следующий день, а оказывается, что он уже не действует. Мы не раз писали в администрацию на тему, чтобы была возможность активирования проездных не с момента покупки, а с первого использования.

На это начальник департамента транспорта Перми Анатолий Путин ответил следующее: изменить существующее положение мэрия не то что не может, а не вправе этого делать.

– Мы работаем в рамках краевой системы оплаты проезда. Мы не можем ее модернизировать. Даже в рамках полномочий я не могу попросить финансирования, чтобы доработать краевую систему: это будет нецелевым использованием средств, – заметил он.

Ведется проработка внедрения на Пермской земле платежной системы «СберТройка», которой пользуются в Москве. Однако конкретных сроков ее введения Путин назвать не смог.

В свою очередь Арсен Болквадзе отметил, что эксперты думского управления экспертизы и аналитики (УЭА) и Контрольно-счетной палаты Перми (КСП) указали, что в разрабатываемой системе «Тройки» не учтена возможность для нельготных категорий пассажиров активировать суточные проездные с первой поездки, а не с момента покупки.

Также КСП и УЭА в своем заключении отразили, что из проекта внедрения «Тройки» неясно, как будут интегрированы в нее пермская система учета пассажиропотока и пермские же транспортные карты.

Неплохим итогом обсуждения можно считать фразу Анны Бабкиной:

«Ссылки на то, что город пользуется той или иной системой, не совсем оправданны. Либо тогда исключайте суточные из системы проездных, либо решайте этот чисто технический вопрос. Никогда не поверю, что система не может быть соответствующим образом отрегулирована».

Оно и верно: в эпоху, когда «космические корабли бороздят пространства» в автоматическом режиме, неспособность пролоббировать изменение нескольких строчек кода в программе попахивает, прямо скажем, нехорошо.

Арсену Болквадзе, видимо, надоели отговорки в духе Ходжи Насреддина («Либо ишак сдохнет, либо его хозяин»), он постановил в решении комитета призвать к ответу администрацию не позднее 2 марта. Именно тогда Путин должен четко ответить на все сомнения комитета и обозначить сроки решения проблемы.

Были озвучены и итоги работы транспортной отрасли за все двенадцать месяцев прошлого года.

За 2020 год пассажиропоток составил 155,5 млн человек, что составило 64% от первоначального планового показателя, доложил Анатолий Путин. Объем пассажиропотока на маршрутах, работающих по новой транспортной модели (перечисляющих выручку в бюджет напрямую), составил 114 млн человек (68% от прежнего плана).

Доля оплаты наличными в общей массе платы за проезд составила 28%, банковской или транспортной картой – 44%, бесплатных пересадок – 16%.

В бюджет от работы транспортной отрасли Перми за 2020 год поступили доходы в размере 2 млрд 301 млн рублей. План по доходам выполнен на 85%. С учетом поступлений в бюджет Перми средств из бюджета края за перевозку пассажиров по социальным проездным объем поступлений составил 2 млрд 483 млн, или 92% от плана. Расходы транспортной отрасли за 2021 год составили 4 млрд 305 млн рублей, или 97% от плана.

Общий кассовый разрыв между доходами и расходами составил 2 млрд 4 млн рублей. При плановом показателе в 648 млн рублей…

Поинтересовались члены комитета и тем, как проходит эксперимент по бескондукторной оплате проезда. Арсен Болквадзе спросил, насколько увеличено число контролеров на транспорте.

– На трех маршрутах (на которых проводится эксперимент – авт.) работают бригады контролеров. Ежедневно проводится от восьмидесяти до девяноста проверок. В первые две недели ограничивались предупреждениями, с 15 февраля составляем акты о привлечении к административной ответственности, – пояснил Анатолий Путин. Назвать объем недосбора за проезд начальник департамента затруднился.

Юрий Уткин, в конце прошлого года переместившийся из кресла председателя думы на место рядового депутата, заметил, что со внедрением бескондукторной системы у граждан стало больше вопросов по поводу оплаты. Но Анатолий Путин адресовал все вопросы на электронный ящик дептранса, телефон (342) 250-25-50 или аккаунты департамента в соцсетях.

Родион Филин
info@zwezda.su