Наталья Летаева: Ретейл-2021 – новые правила игры. Ждем мини-супермаркеты в подъездах...

18 февраля, 13:01


Эпидемиологическая обстановка существенно изменила поведение потребителей на рынке товаров и услуг повседневного спроса. Из всех видов бизнеса к потребителю ближе всех стоит ретейл. Наступление пандемии COVID-19 понудило ретейлеров всего мира менять свою деятельность и делать это так быстро, что некоторые исследователи уже называют итог трансформации «новым ретейлом».

Каким будет он в России?

Аспекты и проблемы развития розничной торговли в новых условиях обсудили на Гайдаровском форуме – 2021 «Россия и мир после пандемии», который прошел в Москве. На повестке форума стояли вопросы, какими будут новые правила ведения бизнеса, стоит ли традиционному ретейлу опасаться онлайна и кто победит в конкурентной борьбе: ретейл или технологичные компании, исповедующие доставку товаров онлайн.

Особый путь

Чем отличается российский ретейл от западного? Главное отличие – это локация, расположение торговых заведений. Локация – это такая часть бизнеса, которая определяет всю логистику. По оценкам экспертов, в восьмидесяти процентах случаев в странах, привычно именуемых развитыми, гипермаркеты и крупные торговые центры находятся на окраинах населенных пунктов, в России же крупные торговые центры преимущественно в шаговой доступности.

Олег Сипетый, учредитель, член совета директоров ГК «Командор»: «На той территории, где мы находимся, почти везде можно дойти до «Командора» в радиусе 500 метров. Пешая доступность – большое преимущество. За время работы мы, как и почти весь ретейл, накопили большие знания о покупателях и их предпочтениях. Такой информации, какая есть у ретейла, в таком объеме нет ни у производителей, ни у логистов. Мы знаем своих покупателей в лицо!»

Эксперты рынка отмечают, что сегодня дискаунтеры и магазины «у дома» – это единственные растущие форматы в сегменте продаж продуктов питания и товаров повседневного спроса. А поскольку доходы россиян всё не растут, это приводит к тому, что даже крупные ретейлеры вынуждены уходить в сегмент «жесткого дискаунта».

Конкуренция в этом сегменте весьма ужесточилась. По данным «2ГИС» (18+), с сентября 2017 года по сентябрь 2020-го число дискаунтеров в стране выросло и составляет 139,6 тысячи объектов. В классе крупных игроков к X5 Retail Group и «Магниту» добавилась и «Лента», принадлежащая структурам Алексея Мордашова.

Снижение доходов населения, рост безработицы привели к тому, что, по предварительным данным Минэкономразвития РФ, по итогам 2020 года будет зафиксировано снижение оборота розничной торговли на 5,2%. Больше всего от ограничений, связанных с пандемией, пострадал непродовольственный сектор.

Для сравнения, количество магазинов женской одежды по состоянию на 1 января 2021 года в городах-миллионниках страны год к году сократилось на 2%, до 24,1 тысячи объектов, детской одежды – почти на 5%, до 10,1 тысячи точек (данные «2ГИС»). По всем прогнозам, в ближайшие три-пять лет дискаунтеры во всех сегментах будут занимать всё большую долю.

Купи продукты и ножку для стола

Развитию дискаунтеров способствует не только падение доходов населения, но и новый тренд потребительского поведения – рациональное потребление. Тренд на него вносит изменения в логистику и позиционирование мебельных гигантов, таких, например, как IKEA. Чтобы сделать ту же мебель более экологичной и в то же время избавиться от ассоциации с одноразовыми товарами, компания планирует продавать для своей мебели… запчасти.

Бренд уже запустил первый магазин в формате секонд-хенда, куда будут доставлять поврежденную мебель и декоративные предметы из близлежащих филиалов сети с целью дальнейшего ремонта и перепродажи. Ранее шведская компания запустила проект по аренде мебели. Также IKEA начала принимать обратно детские кроватки и пеленальные столики.

В России будущее ретейла многие эксперты видят в развитии формата онлайн-маркетплейс. Пока владельцы крупных моллов ломают голову, как сохранить трафик и привлечь арендаторов, маркетплейсы наращивают число как покупателей, так и продавцов. С этой точки зрения «новый ретейл» – это системы искусственного интеллекта, виртуальные помощники и онлайн-примерочные.

Динамика компаний этого сектора впечатляет: так, в 2019 году продажи Wildberries выросли на 80% по сравнению с 2018-м, а количество продавцов в апреле 2020-го увеличилось в пять раз. А товарооборот «Беру» с апреля по июнь 2020 года вырос в 3,5 раза. И это лишь немногие примеры. На площадке AliExpress в 2020-м число продавцов из Пермского края выросло в семь раз – до 450.

– Мы пришли в такую информационную эпоху, когда основным средством взаимодействия покупателя со внешней средой стал смартфон, лежащий у него в кармане, – рассуждает глава DNS Дмитрий Алексеев. – Ретейлу надо адаптироваться к тому, как изменился окружающий мир. Конечно, полностью в онлайн никто не перекочует. Если вы посмотрите на самый большой канал в России – Wildberries, – вы с удивлением обнаружите, что у них же и самая большая сетка магазинов, точек физического присутствия. Их основным преимуществом стало то, что они самые офлайновые из всех онлайновых.

По оценке экспертов, чистый онлайн займет долю рынка не более 10%. Wildberries же действительно, открыв более 30 тысяч пунктов самовывоза товаров и разместив их рядом с нашими домами, сделал серьезный прорыв в развитии тренда «Если покупатель не идет в магазин, магазин идет к покупателю». В этом же тренде развиваются и сервисы экспресс-доставки «Самокат» и «Яндекс.Лавка».

– «Сбер» и «Яндекс» становятся настоящими конкурентами ретейла, по крайней мере, в новых форматах, – отмечает независимый эксперт по инновациям в ретейле Борис Агатов. – Если ретейл упустит инициативу, можно будет говорить о формировании новой реальности, на вершине пирамиды которой будут банки и технологичные компании, а не привычный ретейл.

Можно и без продавца

Прогнозы на 2021 год пока оптимистичны. Ожидается, что рост розничной торговли восстановится, обороты вырастут на 4%. Однако это не означает, что всё вернется в тот же вид, что и раньше. Так, ни у кого нет сомнений, что цифровые технологии продолжат свое бурное развитие и наступление на привычные модели поведения. Привычными станут новые модели – Click & Collect и D2C.

Технология Click & Collect заключается в том, что покупатель получает возможность заказать интересующий товар в интернет-магазине, а забрать его – в территориально удобной офлайн-точке продаж. Это сделает шопинг проще и дешевле. Например, в любой сети магазинов электроники уже можно забрать товар самовывозом. В «М. Видео – Эльдорадо» сообщают, что уже во втором квартале 2020 года объем самовывоза в денежном выражении вырос более чем в два раза по сравнению с прошлым годом.

Модель D2C (direct-to-customers – англ.) подразумевает продажи потребителю напрямую от производителя, без посредников. Правда, пока на всю Россию у производителей из топа e-commerce всего 12 магазинов формата D2C. Впрочем, логика дальнейшего развития диктует, что скоро мини-супермаркет расположится в вашем подъезде.

Точкой роста для ретейла в новых условиях может стать и организация торговли… без продавца: вендинговые автоматы уже широко распространены в странах Юго-Восточной Азии. Магазины без продавцов были запущены в пилотном режиме еще до пандемии, в этих секторах стоит ожидать и новых решений. Так ретейл совсем приблизится к покупателю.

Вместо послесловия

Неважно, как клиент придет в заведение ретейла: посетит ли магазин/бутик/салон физически, зайдет ли на сайт или увидит рекламу в социальных сетях. Для ретейла сегодня важно поддерживать высокий уровень сервиса на всех площадках, где представлена компания. Если раньше, когда потребитель еще не был столь избалован, ему достаточно было предложить скидку, теперь помимо товарного ассортимента ему нужно создать комфортное обслуживание, сформировать персональное предложение и взаимодействовать с клиентом тет-а-тет.

Ранее сайт Пермской краевой газеты «Звезда» сообщал:
Мэрия Перми за 1,85 млн рублей и 9 месяцев выяснит у горожан, как им жилось последние 6 лет.