Вековая печаль

11 августа, 21:17


10 августа в Белоруссии прошли очередные президентские выборы. В результате действующий президент Александр Лукашенко набрал (предварительно) 80,08%, оппозиционный кандидат Светлана Тихановская – 10,09%, а в Минске и ряде других городов страны вспыхнули массовые беспорядки.

«Капитал-Weekly» решил познакомить читателей с текущим состоянием российско-белорусских отношений в области экономики.

Товарооборот

По данным ФТС России, на долю Белоруссии приходится 5% от общего внешнеторгового оборота РФ. Товарооборот двух стран в январе – декабре 2019 года составил 33 млрд 346 млн долларов США, уменьшившись на 3,1% по сравнению с аналогичным периодом 2018-го (34 млрд 425 млн долларов). При этом 20 млрд 545 млн долларов пришлось на российский экспорт, 12 млрд 801 млн – на белорусский. Белоруссия в основном поставляет в Россию продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, транспортные средства, машины и оборудование. Основную часть российского экспорта составляют нефть и нефтепродукты, машины, оборудование и транспортные средства, недрагоценные металлы.

Поставки российской нефти

Россия – основной поставщик нефти и газа в Белоруссию, нефтеперерабатывающие заводы республики работают на российском сырье. При этом для Минска реэкспорт сырой и переработанной нефти является одним из главных источников экспортных доходов.

В 2018 году Россией было принято решение о проведении т. н. налогового маневра в нефтяной отрасли. Он предусматривает поэтапное снижение экспортной пошлины на нефть с 30% в 2019 году до нуля к 2024-му и одновременное повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). При этом цена сырья возрастет, однако Россия обязуется компенсировать убытки от налогового маневра своим нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ). Белорусские же НПЗ льгот не получат, и цена нефти для Минска возрастет до уровня мировой, что сделает невыгодным реэкспорт нефтепродуктов. После введения налогового маневра белорусский бюджет лишится важной части своего дохода. Россия поставляет нефть в Белоруссию, как и в другие страны ЕАЭС, без пошлин. После переработки нефти на белорусских НПЗ ее отправляют на экспорт, уже облагая пошлиной. Власти Белоруссии оценили ущерб от налогового маневра к 2024 году в 11 млрд долларов США.

Правительство Лукашенко пытается добиться от Москвы компенсации за потери своего нефтеперерабатывающего сектора, но стороны так и не достигли компромисса. В январе 2019 года Александр Лукашенко заявил, что действия России могут привести к «потере единственного союзника на западном направлении», и поручил правительству проработать вопрос об альтернативных вариантах поставки нефти через прибалтийские порты. В свою очередь, тогдашний глава российского правительства Дмитрий Медведев сказал, что Россия «никогда не обещала компенсировать неполученные доходы других стран, пусть даже самых близких».

В конце 2019 года президенты России и Белоруссии вновь обсудили вопрос о налоговом маневре на встречах в Сочи и Санкт-Петербурге 7 и 20 декабря. Итоги переговоров не разглашались, однако, по словам Александра Лукашенко, стороны достигли «концептуальных договоренностей» по энергоносителям. Позднее, 24 декабря, премьер РФ Дмитрий Медведев сказал, что вопрос компенсации за налоговый маневр может быть рассмотрен после того, как Белоруссия реализует положения 30 согласованных дорожных карт об интеграции, в частности, после принятия унифицированного налогового законодательства.

Ранее, 11 декабря 2019 года, концерн «Белнефтехим» сообщил, что получил документы, касающиеся баланса поставок российской нефти в республику на 2020 год, согласно которому объем поставок составляет 24 млн тонн. При этом в концерне пояснили, что этот баланс может быть скорректирован.

Российский газ

Цена на российский газ для Белоруссии, согласно контракту с «Газпромом», на начало 2016 года составляла 132,77 доллара за 1 тыс. куб. м (примерно в два-три раза меньше, чем для других европейских потребителей). Однако весной власти республики заявили о необходимости ее снижения до «справедливой» – до 73 долларов. «Газпром» объявил, что у Белоруссии начала формироваться задолженность за поставки, но Минск отказался признавать долг. Россия в ответ сократила поставки нефти в Белоруссию. После безуспешных попыток договориться власти республики в одностороннем порядке решили в 1,5 раза повысить тарифы на транспортировку российской нефти по трубопроводам на территории страны.

С 1 января 2017 года цена на газ для Минска была установлена в размере 141,1 доллара за 1 тыс. куб. м. К концу марта задолженность белорусской стороны превысила 700 млн долларов. Окончательно спор удалось разрешить лишь в апреле 2017-го, после переговоров президентов двух стран. Были достигнуты договоренности о том, что Минск вернет «Газпрому» долг за газ, Россия в ответ увеличит беспошлинные поставки нефти в республику (с 18 млн до 24 млн тонн) и предоставит скидку на 2018 год. Цена российского газа в 2018 году была снижена до 129 долларов за 1 тыс. куб. м, в 2019-м – до 127 долларов.

Однако в декабре 2018-го Александр Лукашенко вновь назвал тарифы на газ для Белоруссии завышенными. Минск настаивает на том, чтобы цены соответствовали внутрироссийским и не были привязаны к ситуации на европейском рынке. 25 декабря 2018 года по итогам встречи на высшем уровне стороны условились выработать новые предложения по формированию цены на газ для Белоруссии на период после 2019 года.

Белорусская сторона считает справедливой цену на российский газ на уровне 73 долларов за 1 тыс. куб. м, то есть на уровне граничащей с республикой Смоленской области. 19 декабря 2019 года Президент РФ Владимир Путин, выступая на большой пресс-конференции, напомнил, что цена для Белоруссии и так гораздо ниже, чем для стран Европы (около 200 долларов), и подчеркнул, что Смоленская область получает газ по сниженной цене за счет дотаций как субъект РФ.

24 декабря в эфире радиостанции «Эхо Москвы» (18+) Александр Лукашенко заявил, что республика готова искать альтернативных поставщиков топлива, если не договорится с Россией о цене на газ. По его словам, в этом качестве Белоруссия может использовать реверс нефти через Польшу либо закупать ее у ОАЭ или США.

Атомная энергетика

Крупнейшим двусторонним инвестиционным проектом России и Белоруссии является строительство Белорусской АЭС. В 2009 году официальный Минск обратился к РФ с предложением о сооружении атомной электростанции. Соответствующее соглашение было подписано 15 марта 2011 года, контракт заключили в 2012-м.

В ноябре 2013-го начались работы по строительству АЭС недалеко от города Островца Гродненской области, в 130 км к северо-западу от Минска и в 60 км к востоку от Вильнюса. Генподрядчиком строительства является «Атомстройэкспорт» (структура Росатома). Проект «ВВЭР-1200» (АЭС с двумя реакторами ВВЭР-1200 суммарной мощностью 2400 МВт) поколения 3+ полностью соответствует международным нормам и рекомендациям Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) по безопасности. Физический пуск первого блока станции планировалось начать в июле текущего года. Второй блок, как ожидается, введут в строй в 2021 году.

На сооружение АЭС Россия выделила Белоруссии кредит в размере 10 млрд долларов, что покрывает 90% стоимости контракта. Оставшиеся 10% были дополнительно прокредитованы Внешэкономбанком РФ по просьбе белорусской стороны.

Экспорт и реэкспорт продовольствия

Одним из проблемных вопросов в отношениях двух стран являются поставки продовольствия из Белоруссии. Россельхознадзор неоднократно вводил и снимал ограничения на ввоз некоторых белорусских продуктов по различным причинам, в том числе из-за низкого качества продукции и нарушения ветеринарных норм. Кроме того, российская сторона неоднократно заявляла о ввозе через республику санкционных товаров из стран Евросоюза и попытках демпинга на российском рынке со стороны Минска.

Власти Белоруссии отвергают все обвинения в поставках некачественной продукции и демпинге. Президент Белоруссии Александр Лукашенко на совещании с правительством 11 апреля 2019 года назвал закрытие российского рынка для ряда белорусских товаров «санкциями», заявив, что Минск должен реагировать и принимать соответствующие меры. Что касается проблемы с реэкспортом запрещенных в РФ продуктов, то, по словам главы республики, вина за такие случаи «полностью лежит на российской таможне».

Кредиты

Россия регулярно предоставляет Белоруссии кредиты для укрепления ее финансовой стабильности – погашения и обслуживания госдолга и пополнения золотовалютных резервов. Согласно сведениям РБК, полученным от белорусского минфина, по состоянию на июнь 2019 года сумма задолженности Белоруссии по государственным кредитам, предоставленным РФ, составила 7,55 млрд долларов. Просроченных обязательств у республики нет.

В 2019 году Белоруссия рассчитывала получить новый госкредит от России в объеме около 630 млн долларов, которые планировала направить на рефинансирование долговых обязательств перед РФ. Однако, по словам министра финансов республики Михаила Ермоловича, впоследствии возникли проблемы с привлечением этих средств. В связи с этим белорусская сторона начала прорабатывать альтернативные пути решения вопроса. 16 декабря 2019 года Белоруссия подписала с Китаем соглашение о предоставлении срочного кредита на сумму в 3,5 млрд юаней (около 500 млн долларов США). По сообщению минфина республики, кредит «не связан с реализацией какого-либо проекта» и может быть направлен на общие цели, в том числе на погашение и обслуживание госдолга и поддержание золотовалютных резервов Белоруссии.

По материалам «ТАСС-Досье»