Транспортные блуждания — Звезда

Транспортные блуждания

2020 , 10:13

Неутешительные итоги транспортной реформы подводят в Перми. Колоссальные убытки бюджета, перспективы повышения платы за проезд, увольнение сотен кондукторов, сокращение маршрутов и главное – многие пермяки до сих пор не могут разобраться в новой маршрутной сети.

Вечером деньгиутром стулья

Минувшей весной в работе общественного транспорта Перми начались кардинальные изменения. Метаморфозам предшествовало резкое повышение цены проезда в городских автобусах и трамваях. Одна поездка выросла в цене на 30% при оплате наличными и на 20% – по безналичному расчету. Одновременно был проведен массовый переход на так называемую бесконтактную систему платежей за билеты.

Летом на рынок пассажироперевозок Перми пришли новые игроки. Контракты на обслуживание более чем половины маршрутов транспортной сети выиграли иногородние предприятия: московское ООО «РТ лайн» и подольское ООО «Автомиг», аффилированные соответственно с крупными федеральными холдингами «Ресурстранс» и ГК «Ранд-Транс».

Изменилась и маршрутная сеть. Часть маршрутов убрали, другие поменяли направления. Начальник департамента транспорта администрации Перми Анатолий Путин, один из идеологов и авторов реформы, пообещал пермякам, что информация об изменении работы автобусов будет размещена на всех 1100 остановочных пунктах города до конца августа. О том, что эта работа выполнена в полном объеме и в срок, сообщила в Facebook(18+) представитель пресс-службы администрации Перми Алёна Власова.

Кроме этого, чиновники заверили, что все актуальные данные об общественном транспорте (включая расписания) будут публиковаться в Интернете. Это обещание сдержали: на сайте МКУ «Городское управление транспорта» (gortransperm.ru) и в специальных приложениях для мобильных телефонов маршруты и расписание можно узнать в режиме онлайн.

Только вот указанные сервисы не очень популярны среди пермяков. Например, счетчик сайта gortransperm.ru в субботу, 19 сентября, показал 664 просмотра и 337 уникальных посетителей. И это при плановом суточном пассажиропотоке в 663 тысячи человек!

Заблудившиеся пассажиры

– Нет у меня на телефоне Интернета. Дорого это, да и пользоваться толком не умею. А ездить по городу приходится часто. В больницы, в аптеки, по магазинам, на рынок. Несколько раз уже не туда уехала. Сажусь в 24-й, он вместо Гайвы в Мотовилиху едет. На площади Восстания хотела на 63-й пересесть. Написано, что автобус ходит, час прождала. Спросила людей, говорят, изменили маршрут. А табличек с новыми расписаниями нет, везде старые висят, – сетует пенсионерка Анна Субботина.

С этой проблемой сталкиваются тысячи пермяков. Отзывы в социальных сетях поражают единодушием.

«Действительно, информация о транспортных переменах на многих остановках не обновлена. Ладно, Молодёжка. Но когда в центре люди сидят у ЦУМа и ждут 7-й автобус, который там с мая не ходит… Или люди на Попова, которые с ошалелыми глазами вдруг узнают, что им без пересадок не доехать до Чкалова. И таких примеров – море», – констатирует в «Фейсбуке» Елена Берестова. Ей вторит Вадим Бисеров: «Микрорайон Новые Ляды. Восемь (минимум) остановок городского автобуса. Нет ни одной таблички, от слова «вообще». «Я летом пострадала, жду автобус № 59, чтоб уехать на ипподром, а его нет и нет. Конечно, никаких объявлений. Такое впечатление, что сами реформаторы автобусом не пользуются!» – негодует Вера Северюхина.

Впрочем, в отношении информационных табличек есть и иные мнения. «Лучше бы вообще не делали эти таблички. Во-первых, расписание меняют гораздо чаще, чем таблички, и люди постоянно попадают впросак, ориентируясь на этот бело-зеленый бред. Звонишь в «Гортранс», спрашиваешь: почему таблички врут? Ответ: так вы на них не смотрите, смотрите на расписание в Интернете. То есть изначально эти таблички нужны не для оповещения, а для чего-то другого. И для чего, интересно?» – считает Вероника Оганесян.

«Наличие этих табличек является обязательным, согласно федеральному законодательству. Вот только в XXI веке я не знаю людей, которые ими пользуются в нашем ли городе, или в другом как в повседневности, так и при путешествии: вся актуальная информация всегда под рукой в «Яндекс.Картах(18+)», – пишет Кирилл Хафизов.

Контракт исполнен, где таблички?

Интересно другое: коль скоро представители департамента транспорта уверяют, что все пермские остановки до конца августа были укомплектованы информационными табличками зеленого цвета с актуальной информацией о работе трамваев и автобусов, то, значит, был проведен конкурс, определен подрядчик, работы (по крайней мере, по документам) выполнены, акты приемки подписаны, деньги из бюджета перечислены.

В Единой системе госзакупок – на портале zakupki.gov.ru – журналистами «Капитала-Weekly» обнаружен единственный заказ департамента транспорта администрации Перми, который соответствует параметрам по переоснащению остановочных пунктов на территории города. Начальная цена контракта – 6 млн 443 тыс. 770 рублей. Название закупки – «Обустройство остановочных пунктов пассажирского транспорта», срок выполнения – 31 августа 2020 года.

На практике корреспондент «Капитала-Weekly» проверил наличие новых информационных табличек на нескольких пермских остановках. В Орджоникидзевском районе на остановке «НПО «Искра» данные о работе общественного транспорта отсутствуют. На остановке «Лодочная» в сторону Лёвшино – аналогично. А на остановке «Лодочная» в сторону Гайвы нет не только табличек, но и, собственно, самого остановочного павильона. Установлены только столб и дорожный знак.

На остановке «Улица Щербакова» новых табличек также не обнаружено. Таких примеров на пермских остановках – как минимум десятки, если не сотни.

– Случается, что контракт не исполнен в срок, например, в связи с тем, что подвел субподрядчик, а денежных средств на то, чтобы поручить это другому субподрядчику, нет. В таком случае подрядчик может оказаться обвиняемым по уголовному делу и расплатиться за то, что не подошел к выбору субподрядчика с должным вниманием и осмотрительностью. Как будет в данном конкретном случае, пока неясно. Важна позиция заказчика, надзорных органов. Начиная от Контрольно-счетной палаты до прокуратуры и Ространснадзора, – так прокомментировал «Капиталу-Weekly» сложившуюся ситуацию пермский юрист Алексей Кропочев.

Как будет в пермских реалиях, вопрос открытый, но уже сейчас очевидно, что необходим масштабный аудит в сфере организации работы общественного транспорта Перми.

Перемены продолжатся

В будущем году городские власти планируют «перенастроить» обновленную транспортную схему Перми. По сведениям источников «Капитала-Weekly» в Пермской городской думе, мэрия в 2021-м планирует проведение мероприятий, позволяющих сократить расходную часть бюджета транспортной отрасли на 455,8 млн рублей. Предлагается сократить дублирующие маршруты, часть маршрутов укоротить, а на некоторых направлениях понизить класс автобусов.

Так, может быть ликвидирован маршрут № 25, который следует от Комсомольской площади до Новобродовского (сюда будет продлен маршрут № 5). Маршрут № 38 «Гарцы – ул. 1905 года» будет укорочен сообщением, как и № 62 «Микрорайон Крохалева – ДК им. Гагарина». Автобус № 56, который сейчас ездит от Крохалева до Перми II, будет ходить по кольцевому маршруту для связи ул. Карпинского и заводов по ул. Куйбышева. Три маршрута, следующие по ул. Ленина, будут укорочены до Театра-Театра: № 6, 10 и 68. Автобус № 9 будет ходить сообщением от Липовой Горы до Комсомольской площади.

Маршрут № 4 пойдет с Нагорного только до Центрального рынка, а не до площади Дружбы, как сейчас. Маршрут № 42 – с Песьянки до автовокзала, а не до площади Карла Маркса.

Кроме того, на маршрутах № 3 и № 51 половина рейсов будет укорочена в зимнее время. Также может быть понижен класс автобусов с большого до среднего на семи маршрутах: № 19, 42, 51, 18, 24, 48, 80. По данным чиновников, эти маршруты имеют заполняемость в часы пик менее 70 человек на рейс. Поэтому возможно использование автобусов среднего класса длиной более 8,5 метра и вместимостью от 70 человек.

Еще одна новация – поэтапный отказ от кондукторов в сфере пассажироперевозок. С 19 сентября в порядке эксперимента нововведение будет действовать на маршруте № 80, который следует от ДДК им. Кирова до улицы Милиционера Власова. Проезд можно будет оплатить безналичным способом в салоне автобуса через стационарные валидаторы либо наличными водителю.

Полностью валидаторы, по информации из источников, могут заменить кондукторов в пермском общественном транспорте к 1 июля 2021 года.

Далее каждый работодатель будет самостоятельно решать, как поступить с персоналом. Возможно несколько вариантов: перевод на другую должность внутри предприятия, переобучение, сокращение и другие. Также будет возможность трудоустроиться в контрольно-ревизорскую службу МКУ «Гортранс». Кроме того, прорабатывается вопрос о переобучении персонала на другие специальности, прогнозируют в городском департаменте транспорта.

Сейчас на городских маршрутах работают около тысячи кондукторов. Как отразится очередная реформа на ситуации на рынке труда Перми, чиновники спрогнозировать затруднились.

Николай Ставцев



Новости Mediametrics: