Большие проблемы маленького бизнеса

30 июля, 12:07


В столице Пермского края подводят итоги конкурсов на размещение нестационарных торговых объектов на территории города. Почти половина лотов, выставленных муниципалитетом на торги, осталась невостребованной. Это в очередной раз свидетельствует как о больших проблемах малого бизнеса региона, так и о существенных изъянах в экономической политике местных властей.

Киоски никому не нужны

Сейчас в Перми предусмотрено 652 места для киосков и павильонов, называемых на бюрократическом языке «нестационарными торговыми объектами». Кстати, еще два года назад их было почти вдвое больше – около 1200 (по официальным данным Росстата). Череда летних конкурсов, которые состоялись 30 июня, 7 и 9 июля, показала удручающие результаты. Всего на них было выставлено 97 лотов. Разыграны 54 (из них 52 места предназначены для размещения палаток). Остальные оказались не востребованы – на них не поступило ни одной заявки. Таким образом, 44% предложенных торговых мест продать не удалось.

Очередные торги на размещение нестационарных торговых объектов по новым правилам состоялись 14 и 21 июля. Как сообщает мэрия, на аукционы выставили 103 лота: 24 места для киосков, 23 – для павильонов, 7 – для так называемых лотков, 33 – для вендинговых аппаратов и 16 – для торговых палаток. Итоги этих тендеров пока официально не обнародованы. По оценкам опрошенных «Капиталом-Weekly» экспертов, результат вряд ли будет лучше предыдущих конкурсов нынешнего лета: по самым оптимистичным прогнозам, продать удастся лишь половину заявленных лотов.

Как известно, власти города планировали получить в бюджет от сданного в аренду для нужд нестационарной торговли муниципального имущества почти 12 млн рублей. Более того, за два года эту сумму планируется увеличить почти на 40%, до 15,4 млн рублей. Следует учесть, что, помимо поступлений реальных денег в скромный городской бюджет, каждый торговый объект приносит еще и дополнительные рабочие места, не говоря уж о налогах.

Как бюрократический каток проехался по киоскам

Лихорадить пермский рынок мелкой розничной торговли в формате шаговой доступности стало еще пару лет назад. Тогдашний глава региона Максим Решетников пошел войной на малый и средний бизнес, видимо, вспомнив успешный опыт московской «ночи длинных ковшей».

В бытность Максима Решетникова губернатором через муниципалитет краевого центра были «продавлены» нормы, согласно которым почти половина киосков и других нестационарных объектов на территории Перми оказалась вне закона.

В итоге, по неофициальным оценкам, с 2018 г. по 2020 г. с карты Перми исчезли около 500 ларьков и киосков.

Их массовый демонтаж власти объяснили «облагораживанием» внешнего облика краевой столицы и «созданием единообразия» в архитектуре. Под удар попали прежде всего объекты, расположенные в самом центре Перми. В них продавали овощи и фрукты, прохладительные напитки, кулинарную и хлебопекарную продукцию, молочные и колбасные изделия. Вступило в силу и положение, по которому мэрия Перми запретила размещение нестационарных торговых объектов на придомовой территории. Как выяснилось позже, это решение было незаконным, и Конституционный суд РФ указал пермским чиновникам на их противоправные действия.

«Пермская городская дума весной 2018 года превысила свои полномочия, внеся в правила благоустройства изменения, запрещавшие размещать нестационарные торговые объекты на придомовых территориях. На неправомерное решение пермских депутатов в декабре прошлого года указал Конституционный суд РФ, который посчитал, что решение о торговле на частной территории могут принимать только собственники жилья. Сейчас бывшие владельцы уничтоженного бизнеса готовят иски к муниципалитету за причиненный незаконными запретами вред и упущенную выгоду», – рассказала «Капиталу-Weekly» пермский юрист Людмила Чеклецова.

Странные решения властей обошлись бюджету города в десятки миллионов рублей. Владельцы нестационарных торговых объектов вносили в казну арендные и налоговые платежи, обеспечивали рабочие места.

Страдают все

Пострадали от непродуманных действий не только предприниматели, но и собственники жилья в многоквартирных домах. Руководитель ТСЖ одного из домов по улице Крисанова Сергей Привалов в беседе с корреспондентом «Капитала-Weekly» так объяснил эту ситуацию: «Деньги, вырученные от сдачи в аренду придомовой территории предприятиям малого бизнеса, покрывали часть расходов товарищества на ремонт нашего дома. Благодаря им мы содержали в порядке детскую и спортивную площадки, решали другие вопросы благоустройства всего двора. С владельцем расположенного на нашей земле киоска было соглашение о продаже фруктов и овощей местным жителям с хорошей скидкой, по оптовой цене».

В столице Пермского края подводят итоги конкурсов на размещение нестационарных торговых объектов на территории города. Почти половина лотов, выставленных муниципалитетом на торги, осталась невостребованной. Это в очередной раз свидетельствует как о больших проблемах малого бизнеса региона, так и о существенных изъянах в экономической политике местных властей.

Киоски никому не нужны

Сейчас в Перми предусмотрено 652 места для киосков и павильонов, называемых на бюрократическом языке «нестационарными торговыми объектами». Кстати, еще два года назад их было почти вдвое больше – около 1200 (по официальным данным Росстата). Череда летних конкурсов, которые состоялись 30 июня, 7 и 9 июля, показала удручающие результаты. Всего на них было выставлено 97 лотов. Разыграны 54 (из них 52 места предназначены для размещения палаток). Остальные оказались не востребованы – на них не поступило ни одной заявки. Таким образом, 44% предложенных торговых мест продать не удалось.

Очередные торги на размещение нестационарных торговых объектов по новым правилам состоялись 14 и 21 июля. Как сообщает мэрия, на аукционы выставили 103 лота: 24 места для киосков, 23 – для павильонов, 7 – для так называемых лотков, 33 – для вендинговых аппаратов и 16 – для торговых палаток. Итоги этих тендеров пока официально не обнародованы. По оценкам опрошенных «Капиталом-Weekly» экспертов, результат вряд ли будет лучше предыдущих конкурсов нынешнего лета: по самым оптимистичным прогнозам, продать удастся лишь половину заявленных лотов.

Как известно, власти города планировали получить в бюджет от сданного в аренду для нужд нестационарной торговли муниципального имущества почти 12 млн рублей. Более того, за два года эту сумму планируется увеличить почти на 40%, до 15,4 млн рублей. Следует учесть, что, помимо поступлений реальных денег в скромный городской бюджет, каждый торговый объект приносит еще и дополнительные рабочие места, не говоря уж о налогах.

 

Как бюрократический каток проехался по киоскам

Лихорадить пермский рынок мелкой розничной торговли в формате шаговой доступности стало еще пару лет назад. Тогдашний глава региона Максим Решетников пошел войной на малый и средний бизнес, видимо, вспомнив успешный опыт московской «ночи длинных ковшей».

В бытность Максима Решетникова губернатором через муниципалитет краевого центра были «продавлены» нормы, согласно которым почти половина киосков и других нестационарных объектов на территории Перми оказалась вне закона.

В итоге, по неофициальным оценкам, с 2018 г. по 2020 г. с карты Перми исчезли около 500 ларьков и киосков.

Их массовый демонтаж власти объяснили «облагораживанием» внешнего облика краевой столицы и «созданием единообразия» в архитектуре. Под удар попали прежде всего объекты, расположенные в самом центре Перми. В них продавали овощи и фрукты, прохладительные напитки, кулинарную и хлебопекарную продукцию, молочные и колбасные изделия. Вступило в силу и положение, по которому мэрия Перми запретила размещение нестационарных торговых объектов на придомовой территории. Как выяснилось позже, это решение было незаконным, и Конституционный суд РФ указал пермским чиновникам на их противоправные действия.

«Пермская городская дума весной 2018 года превысила свои полномочия, внеся в правила благоустройства изменения, запрещавшие размещать нестационарные торговые объекты на придомовых территориях. На неправомерное решение пермских депутатов в декабре прошлого года указал Конституционный суд РФ, который посчитал, что решение о торговле на частной территории могут принимать только собственники жилья. Сейчас бывшие владельцы уничтоженного бизнеса готовят иски к муниципалитету за причиненный незаконными запретами вред и упущенную выгоду», – рассказала «Капиталу-Weekly» пермский юрист Людмила Чеклецова.

Странные решения властей обошлись бюджету города в десятки миллионов рублей. Владельцы нестационарных торговых объектов вносили в казну арендные и налоговые платежи, обеспечивали рабочие места.

Страдают все

Пострадали от непродуманных действий не только предприниматели, но и собственники жилья в многоквартирных домах. Руководитель ТСЖ одного из домов по улице Крисанова Сергей Привалов в беседе с корреспондентом «Капитала-Weekly» так объяснил эту ситуацию: «Деньги, вырученные от сдачи в аренду придомовой территории предприятиям малого бизнеса, покрывали часть расходов товарищества на ремонт нашего дома. Благодаря им мы содержали в порядке детскую и спортивную площадки, решали другие вопросы благоустройства всего двора. С владельцем расположенного на нашей земле киоска было соглашение о продаже фруктов и овощей местным жителям с хорошей скидкой, по оптовой цене».

Проблемы возникли даже у сооружений, признанных капитальными, в том числе из-за подготовки к юбилею Перми в 2023 года. Несколько десятков киосков в Мотовилихе снесли при реконструкции улицы Крупской.

На очереди – тотальная «зачистка» Комсомольского проспекта, площади Дружбы, улиц Ленина, Петропавловской, Екатерининской, Сибирской, Куйбышева, Белинского, Глеба Успенского, Пионерской. По сути, весь центральный район города остался практически без нестационарных торговых объектов.

Места, где предпринимателям пока разрешено работать, – это преимущественно «непроходные», пустующие участки улиц, где достаточно мало потенциальных покупателей.

Коронавирус и бюрократы: что страшней?

Помимо «коронакризиса» и запутанной экономической политики властей, по пермскому рынку малоформатной торговли бьют и бюрократические процедуры. Например, недавно введены единые требования к внешнему виду мини-кафе, продуктовых ларьков, киосков с прессой и даже вендинговых аппаратов.

Нынешним летом пермские власти взялись и за «реновацию» продажи питьевой воды, внеся изменения в правила благоустройства города. Как пояснили в департаменте экономики и промышленной политики администрации города, сегодня в Перми действуют 150 договоров на размещение нестационарных торговых объектов по продаже питьевой воды. Новые правила не предполагают их сноса, однако внешний вид придется изменить: переделать нынешнюю цветовую гамму (в бело-голубых тонах) в утилитарно-серую, да еще и обшить часть сооружений деревянными рейками.

Переформатирование киосков потребует затрат из городской казны. На своей странице в Instagram мэр Перми Дмитрий Самойлов сообщил: «Город в этом году выделил 16 млн рублей на возмещение затрат предпринимателей на приобретение типовых НТО. Уже поступило 62 заявки на получение субсидии – от 72 до 200 тыс. рублей (в зависимости от типа и площади торгового объекта)».

При этом гордума уже приняла очередные поправки в правила благоустройства города. Предусматривается предоставление субсидий для владельцев на приобретение новых вендинговых аппаратов до 1 сентября 2020 г. Для приведения киосков и палаток в соответствие новым требованиям дается один год. Этот срок будут отсчитывать со дня полного снятия режима самоизоляции. А вот для нестационарных торговых объектов, расположенных на муниципальной территории, изменения вступают в силу с момента их опубликования.

Все это – дополнительные издержки, на которые бизнес, возможно, и пошел бы, если бы правила игры были понятны и стабильны. «Но в Перми сейчас нет главного – уверенности бизнесменов в завтрашнем дне. Нет гарантии, что, если власть сменится, не придется вновь переделывать все, во что приходится вкладывать сейчас», – говорит предприниматель Марина Хузина, согласившаяся побеседовать с корреспондентом «Капитала-Weekly».

А ведь все эти проблемы происходят на фоне карантинного режима, введенного из-за вспышки коронавируса. Как известно, бизнесу сейчас и так приходится непросто – по оценкам ведущих отечественных банков, работающих в Пермском крае, сейчас почти 90% представителей малого и среднего предпринимательства крайне закредитованы. Они берут кредиты как под залог имущества, так и обычные, потребительские, используя их для пополнения оборотных средств. Льготными кредитами, которые обещают власти, может воспользоваться лишь половина бизнесменов. При этом объем кредитной просрочки, по прогнозам экономистов, может к концу года удвоиться.

На пике экономического кризиса, когда на счету у бизнеса каждая копейка, такая имитация бурной деятельности особенно показательна. А ведь отсутствие грамотной и системной политики в сфере потребительского рынка и услуг чревато весьма неприятными последствиями для всех пермяков.

Олег Хвацкий