Рынок доставки еды в Прикамье с начала года вырос почти в три раза — Звезда

Рынок доставки еды в Прикамье с начала года вырос почти в три раза

2019 , 20:04

В Пермском крае фиксируется взрывной рост сервисов по доставке еды. Тренд обусловлен активизацией на рынке крупных федеральных игроков. Быстро, вкусно и недорого кормят с недавнего времени не только в краевой столице, но и в других городах региона.

Дуэт Delivery Club и «Яндекс.Еда» уверенно теснит как местные службы доставки пищи, так и традиционные учреждения общественного питания, причем не только в сегменте «эконом». Единственный формат, который почти не ощутил конкуренции со стороны варягов, — это рестораны высокой кухни и клубные заведения, куда идут не столько за хлебом насущным, сколько за атмосферой.

Пермский колорит

Пионерами в сервисе по доставке готовой еды в Пермском крае почти десять лет назад стали производители японской кухни. «Заказать домой роллы, суши, сашими под соевый соус и васаби можно было уже в конце «нулевых». Причем на рынке уже тогда возникла конкуренция. Всё дело в том, что себестоимость производства блюд была и остается сравнительно невысокой, ингредиенты в цене составляют менее 20%. Примерно столько же — фонд оплаты труда (не только поваров, но и курьеров) и аренда помещения. Около 10% — транспортные расходы. 50% — чистая прибыль», — вспоминает Виталий Плюснин, один из пермских предпринимателей, первым занявший нишу в сегменте восточной кухни. При высоких ценах в ресторанах этого направления у мини-комбинатов питания дефицита в заказчиках не было. При грамотном маркетинге клиентская база росла ежегодно.

Постепенно к азиатскому меню добавились гамбургеры, пицца и другой фастфуд. А дальше — супы, вторые блюда, салаты, гарниры, напитки. Пять лет назад успешный пермский рынок основательно перетряхнуло: продовольственные санкции повлияли не только на традиционный общепит. Те, кто остался, бизнес переформатировали и удержали свою долю рынка.

Цифровое меню

Теперь местных предпринимателей на прочность испытывают федеральные доставщики еды. Выросшие цены в пермских кафе и ресторанах отпугнули часть клиентуры ещё пару лет назад. В 2018 году, по оценке самого сервиса «Яндекс.Еда», доля рынка общепита с доставкой до клиента не превышала 5–7%. Перед масштабным вхождением в регион специалисты сервиса скрупулезно исследовали местный рынок. Уже к осени 2019 года данный показатель превысил 20%.

— Всё дело в том, что упростилась сама процедура заказа. Через Интернет можно сформировать свой обед в несколько кликов и так же оперативно всё оплатить. При этом экономится не только время, но и деньги: когда один заказ делается сразу на несколько человек, получается неплохой дисконт, — делится опытом сотрудница одного из пермских институтов Екатерина Кондакова.

Средний чек получается в пределах 200 рублей на человека, при этом общая сумма заказа обычно не превышает 1 тыс. рублей. В последнее время некоторые пермские работодатели, оптимизируя рабочее время своих сотрудников, организуют питание персонала в офисе, компенсируя часть или все затраты работников за обед. По неофициальным данным самих доставщиков, в октябре 2019 года число корпоративных клиентов только в Перми перешагнуло барьер в 500 организаций.

Агрессивная среда

Общепиту с пермской пропиской предстоит пройти в ближайшие два-три года серьезное испытание. Конкуренцию придется испытывать сразу с нескольких сторон. Агрегаторы по доставке еды — Delivery Club и «Яндекс.Еда» — отчаянно демпингуют. Различные акции, бесплатные заказы по промокодам, скидки постоянным и корпоративным клиентам. При этом традиционным кафе и столовым с учетом расходов на аренду, персонал, содержание помещения и коммунальные платежи приходится менять ценник в сторону увеличения. Добавим сюда особенности региональной налоговой политики, изменения федерального законодательства, и становится очевидным, что в ближайшее время с рынка уйдут сотни предпринимателей.

— Уже в этом году накладные расходы выросли почти на четверть. При этом и сами продукты прибавили в цене. Крупные игроки и закупаются крупными партиями по соответствующим прайсам. Могут себе позволить более низкие отпускные цены. Это как с ретейлерами, которые почти вытоптали рынок пермской мелкой розничной торговли. Теперь очередь за общепитом, — сетует индивидуальный предприниматель Ольга Шолгина.

В этом году ужесточились требования к поставщикам питания в учебные и медицинские учреждения Пермского края. Не секрет, что владельцы некоторых пермских кафе за счет госзаказов поддерживали традиционный бизнес. Перекрестное субсидирование уже много лет вытягивало пермскую сферу услуг. С приходом на рынок новых игроков пермяки опасаются, что потесниться, возможно, придется и в этой сфере. При этом эксперты прогнозируют, что когда от местного общепита почти ничего не останется, большие игроки начнут постепенное повышение цен. Будут диктовать свои сугубо рыночные условия.

Николай Ставцев, фото Владимира Бикмаева



Новости Mediametrics: