Как в Прикамье с 2020 года будут бороться с самовольными постройками — Звезда

Как в Прикамье с 2020 года будут бороться с самовольными постройками

2019 , 11:01

Масштабная инвентаризация объектов недвижимости начнется уже весной, на учет возьмут всё: от гаражей и ларьков до жилых домов и торговых центров.

В Пермском крае это может обернуться серьёзными последствиями как для всего рынка недвижимости, так и для отдельных застройщиков. По независимым оценкам, доля самостроев в сегменте коммерческой недвижимости в Прикамье сравнительно невелика — менее 5%. В лидерах по такой застройке — Пермский район и Соликамско-Березниковская агломерация. По части «серой» жилой недвижимости пальму первенства делят Пермь и Краснокамск.

Всех посчитают

Оператором формирования единого реестра самовольных построек будет федеральное автономное учреждение «РосКапСтрой» — подразделение Министерства строительства РФ. Для оперативного сбора информации об имеющихся в стране самовольных постройках планируется создать специальный координационный центр. Обращаться туда с заявками на включение объекта в реестр смогут не только власти, но и инициативные группы граждан.

Помимо инвентаризации имеющихся самостроев и решения коммунальных проблем их жильцов, создание единого реестра позволит выявить причины появления самовольных построек в каждом субъекте Федерации и не допустить их возникновения в дальнейшем.

— Статус самовольной постройки четко определен в статье 222 Гражданского кодекса РФ. Это здания, сооружения или другие строения, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земле, разрешенное использование которой не допускает строительства на нем данного объекта. Также по действующему законодательству проблемы возникнут с объектами недвижимости, построенными без получения на это необходимых согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, — объясняет пермский юрист Владимир Кузнецов.

На практике это означает, что практически любое вновь возводящееся здание может быть признано самовольной постройкой, если на этапе ввода его в эксплуатацию возникают проблемы с получением необходимого пакета документов. Тот же самый термин применим и к уже возведенным, но не поставленным на учет в Росреестре сооружениям.

Пермские реалии

Борьба с нелегальными постройками в краевой столице началась ещё в прошлом веке, но самые резонансные дела пришлись уже на новое тысячелетие. Причём большую часть объектов, построенных с нарушениями действующих норм и правил, в итоге удалось легализовать.

— Первый громкий скандал, пришедшийся на середину «нулевых», — это самовольное возведение в микрорайоне Садовом торгового центра «Карнавал».

— На придомовой территории в обход решения владельцев земли возвели коммерческую новостройку. Суды нескольких инстанций постановляли снести незаконный объект, но владельцы спорной недвижимости сумели ввести её в правовое поле, — вспоминает пермский общественный деятель Хайрат Мизулин.

Дальше — больше. Из спальных микрорайонов самострои в Перми переместились в самый центр. На углу улиц Екатерининской и Попова незаконно, что признано судом, снесли особняк купца Шадрина, объект культурного наследия. На его месте, на фоне судебных тяжб и протестов властей, появился многоэтажный торговый центр «Моби Дик». По соседству, на улице Попова, 46а, по аналогичной схеме снесли еще одну историческую ценность — дом купца Ширинкина. И опять точечная застройка. Логичным продолжением стало возведение прямо напротив администрации города Перми, на улице Сибирской, 19б, пристроя в стиле «хай-тек» к дому купца Алина. Там несколько лет успешно работал ночной клуб «Бегемот». В этом случае владелец самовольной постройки проиграл в суде, но судебное решение о демонтаже незаконного сооружения добровольно выполнять отказался. В итоге снос пришлось осуществлять судебным приставам. Сейчас схожие проблемы возникли у многоэтажки из стекла и бетона на набережной Камы, рядом со зданием Речного вокзала. Ей тоже грозит снос.

Когда дом — вовсе не крепость

Есть в Перми и опыт сноса самовольно построенного жилья. Незаконные дома сносят преимущественно в Орджоникидзевском районе города. Начали несколько лет назад со сноса целого нелегального поселка между микрорайонами Чапаевским и Кислотными Дачами. Больше двух десятков жилых домов власти ликвидировали в сжатые сроки по решению суда. А в микрорайоне Голованово снесли целую кирпичную трехэтажку, часть квартир в которой была уже куплена пермяками и даже заселена.

— Всё дело в том, что местный предприниматель на земле ИЖС по документам строил коттедж. А вместо дома на одну семью выстроил многоквартирный жилой дом. И даже успел продать жилье гражданам, однако ни в Регистрационной палате, ни у муниципалитета, ни в судебном порядке придать постройке новый статус у бизнесмена не получилось. У жильцов права собственности на выкупленное ими имущество не возникло. Дом разрушили, — приводит пример Владимир Кузнецов.

Новация с созданием единого реестра самовольных построек — это прежде всего масштабная ревизия всего недвижимого имущества на территории России. Как говорят эксперты рынка недвижимости, даже если имущество и попало в черный список, не факт, что на его месте заработают экскаваторы и бульдозеры и постройку снесут. Если правовой статус недвижимости удастся отстоять, то она вполне может войти в правовое поле. Более того, само государство отчасти заинтересовано в легализации такого имущества, это ведь еще и рост налогооблагаемой базы. Впрочем, как будет на деле, покажет правоприменительная практика.

Николай Ставцев, фото Владимира Бикмаева.



Новости Mediametrics: