Эксперты называют сомнительным освоение территорий вдоль ликвидируемой железнодорожной ветки — Звезда

Эксперты называют сомнительным освоение территорий вдоль ликвидируемой железнодорожной ветки

2019 , 11:20

Концепция освоения 197,8 га земли в Мотовилихинском районе рядом с площадью Восстания и далее в направлении остановочного пункта Славянова вызывает скепсис ученых. Предполагается, что там появится крупный транспортно-пересадочный узел.

Кроме того, на этой же территории, сейчас занятой «Мотовилихинскими заводами», по концепции компании «Ленгипрогор» планируется массовая коммерческая и жилая застройка. По мнению пермских риелторов, этим и обусловлено спешное решение о демонтаже железнодорожных путей.

Гладко на бумаге

С 15 ноября 2019 года прекращается продажа билетов на поезда дальнего следования, проходящие по участку Левшино — Пермь II. По информации ОАО «РЖД», точная дата закрытия железнодорожного сообщения по Горнозаводскому направлению пока не определена. Однако планы на землю вдоль ликвидируемых путей уже известны: там ожидается большая стройка. Согласно концепции, одобренной краевыми властями, на территории почти в 200 га должны построить железнодорожный и автомобильный вокзалы. Причем железнодорожный вокзал займет минимум 1 тыс. кв. м в створе улиц Смирнова, Славянова, Восстания и железной дороги.

«9 тыс. кв. м вблизи вокзала, на пересечении улиц Героя Пирожкова и Восстания, выделят на создание многоуровневой парковки. Рядом предполагается выделить 1,7 тыс. кв. м на возведение автомобильного вокзала для автобусов пригородного и междугороднего сообщения. Согласно проекту, оба вокзала — и железнодорожный, и автомобильный — должны быть объединены в единый комплекс, который обеспечит связь Перми с северо-восточными и северными территориями Пермского края», — говорится в заключении специалистов «Ленгипрогора».

По соседству архитекторы планируют жилую застройку — дома высотой до девяти этажей, суммарной площадью жилых помещений не менее 128 тыс. кв. м. Сопровождать застройку будет создание инженерной и социальной инфраструктуры: дошкольных и школьных учебных заведений, медучреждений, крупного торгово-развлекательного центра, спортивных площадок и прочего.

Зона подтопления

Сложно ставить под сомнение проект именитой петербургской компании, однако о перспективах развития территорий в пойме большой Камы местные эксперты говорили и говорят осторожно. Александр Кондратов, кандидат технических наук, доцент кафедры «Автомобильные дороги и мосты» Пермского национального исследовательского политехнического университета, еще десять лет назад дал квалифицированную оценку грунтов на территории вдоль Камы от железнодорожной станции Язовая до железнодорожного вокзала Пермь I.

— На этом участке нет и не может быть полноценной жилой застройки. Максимум — малоэтажное строительство. Транспортные магистрали с минимальной нагрузкой на почвы. Промышленная застройка, также с минимальным давлением на грунт. Это заболоченная местность, выторфовка (очистка грунта от торфа — ред.) в 1970–1980-х годах на этих территориях дала минимальный эффект. Там грунты еще сложнее, чем в Камской долине, где попытались возвести многоэтажный микрорайон, и всё это окончилось известно чем, — говорит эксперт.

В период паводка и интенсивных сбросов Камской ГЭС в половодье эти территории оказываются в зоне катастрофического подтопления. Когда в начале 1990-х произошло ЧП на шлюзах КамГЭС, множество дачных домиков унесло безвозвратно вниз по Каме. Отчасти поэтому инициативу предыдущего губернатора Пермского края Виктора Басаргина о размещении фондов Пермской государственной художественной галереи на площадке Речного вокзала столичные эксперты признали несостоятельной и пригрозили в этом случае изъять произведения искусства из Прикамья, так как они находятся в федеральной собственности.

Проекты и прожекты

После банкротства ПАО «Мотовилихинские заводы» действительно освобождаются большие земельные площади. По оценкам специалистов рынка недвижимости, коммерческая застройка в этом районе с учетом планируемого развития водного транспорта имеет очень неплохие перспективы. Транспортная, в том числе и железнодорожная развязка будет несомненным достоинством при условии, что проекты будут реализовываться строго по графику, с параллельным развитием всей инфраструктуры. Однако довесок в виде жилых массивов может превратить благое дело в очередной прожект сродни пермским зоопарку, крематорию, новой галерее и оперному театру, на разработку которых затрачены десятки миллионов бюджетных рублей, а результат на деле получается нулевой.

Ответственный подход к расходованию средств плюс нивелирование ошибок на стадии подготовки проектно-сметной документации могут сократить ущерб от ликвидации сообщения на участке от Мотовилихи до вокзала Пермь II при условии возведения нового железнодорожного мостового перехода через Каму, развития всего транспортно-пересадочного узла. Однако, зная сложившуюся пермскую практику «больших строек», можно сделать вывод, что масштабные проекты – это пока не для пермяков, это для власти.

Николай Ставцев, фото Владимира Бикмаева



Новости Mediametrics: