Кредит на колёсах. Жители Пермского края взяли автокредиты на 14,5 млрд рублей за год

20 февраля, 16:03

Автокредитование в 2018 году росло бурными темпами. Причины – низкие ставки и реализация отложенного спроса, считают эксперты. Банкам удалось существенно нарастить объемы этого сегмента кредитования, а вот страховщики никакой выгоды не почувствовали.

По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в 2018 году сумма выдачи автокредитов в Пермском крае увеличилась на 17,5% по сравнению с предыдущим – до 14,5 млрд руб. По объемам автокредитования регион занял 12-е место, и это неоднозначный результат. С одной стороны, Прикамье вошло в топ-20 по версии НБКИ, с другой – пропустило вперед многих своих соседей: Татарстан, Башкортостан, Свердловскую и Челябинскую области.

Пошли в рост

Эксперты не исключают, что объем кредитов, выданных на покупку автомобиля, вырос еще значительнее. «С одной стороны, получение специализированного автокредита нередко сопровождается требованием банка купить страховку, с другой – ставки на потребительское кредитование в 2018 году были сопоставимы со ставками по автокредитам, а иногда и ниже их. Поэтому многие заемщики предпочитали оформлять именно кредиты наличными для покупки автомобиля», – рассказывает руководитель отдела анализа банковских услуг сервиса «Банки.ру» Екатерина Марцукова.

Прошлогодний рост объемов автокредитования затронул все регионы без исключения. Высокий спрос на них был обусловлен в первую очередь действием государственных программ льготного автокредитования «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», считает директор Уральского округа «Русфинанс Банка» Елена Гердт. По мнению экспертов, стоит учитывать эффект «низкой базы», всё-таки падение рынка трехлетней давности было слишком заметным. В 2015 году розничное кредитование испытывало серьезные трудности, а выдача кредитов стремительно падала.

– Сработал эффект отложенного спроса благодаря привлекательному уровню ставок на автокредиты, которые находились на пятилетнем минимуме, – продолжает Елена Гердт. По данным Банка России, например, в первом квартале 2018 года средняя ставка на новые автомобили составляла 13,7%, а в третьем – уже снизилась до 12,7%.

Впрочем, к концу года ставки заметно подросли – в среднем на 0,7–0,8 процентного пункта, отмечает Екатерина Марцукова. Согласно индексу средних ставок «Банки.ру», новую машину в декабре можно было приобрести под 15,5%, а подержанную – под 18,8% годовых.

Это одна из причин, по которым НБКИ отмечает сокращение количества выданных в Пермском крае автокредитов во втором полугодии по сравнению с первым на 4,6%. По мнению Елены Гердт, еще одна причина – завершение действия программ льготного кредитования, за исключением территории Дальневосточного федерального округа.

В январе и феврале 2019 года вновь наметился тренд на снижение ставок, говорит Екатерина Марцукова. Большинство банков понизило их на 0,5 п. п. Ключевая ставка ЦБ пока остается на прежнем уровне, цены на автомобили растут, и потребительский спрос традиционно в первом квартале невысокий – это и повлияло на динамику ставок.

Новые и подержанные

Директор департамента автокредитования банка «Восточный» Дарья Эникова отмечает еще одну тенденцию прошлого года – увеличение средней суммы автокредита. Эксперты говорят, что в первую очередь это связано с ростом цен на автомобили.

По данным НБКИ, в Пермском крае средний размер автокредита в прошлом году увеличился на 9,7%. Это несколько ниже среднего по стране прироста, который составил 11,3%. В результате в декабре средний размер автокредита в Пермском крае составил 657 тыс. руб., а в среднем по стране – 810 тыс. руб.

Одна из причин сравнительно невысокой средней суммы состоит в резком сокращении темпов прироста продаж новых автомобилей на пермском рынке, отмечают специалисты компании «Зетта Страхование». По их данным, в 2018 году в Пермском крае количество зарегистрированных новых авто увеличилось всего на 2%, хотя в 2017 году прирост составлял 27%. «Мы отмечаем увеличение популярности покупки подержанных автомобилей в кредит. Это связано со снижением банковских ставок на данную услугу, ростом стоимости новых автомобилей и интересом официальных дилеров к этому сектору», – подтверждает мнение страховщиков и Елена Гердт.

Как отмечает начальник отдела продаж розничного бизнеса отделения «Локо-Банка» в Перми Екатерина Некрасова, в 2018 году доли кредитования новых и подержанных автомобилей сравнялись. В «Восточном» перевеса в сторону кредитования покупки подержанных или новых автомобилей тоже не наблюдают.

Спрос на автокредиты для покупки новых автомобилей поддерживается наиболее привлекательными условиями кредитования. Дополнительным стимулом являются кредитные программы, разработанные банками специально для автопроизводителей. Вклад подобных финансовых программ в объемы автокредитования сильно зависит от оператора: в «Русфинанс Банке» ее оценивают в 25–30%, в «Локо-Банке» – в 90%.

Наиболее популярными среди новых автомобилей являются марки Kia, Lada и Renault. По данным аналитического агентства «Автостат», на их долю приходится половина всех проданных в прошлом году автомобилей.

Каско осталось в стороне

Специфика 2018 года в том, что события на кредитном рынке не слишком отразились на страховом бизнесе. «Личное страхование (страхование жизни) и каско не являются обязательными условиями получения кредита, но при их отсутствии процентная ставка будет заметно выше – на 2–3 процентных пунк-та», – говорит Екатерина Марцукова.

Страховщики выражают определенный пессимизм в связи с автострахованием. По мнению директора дирекции розничного бизнеса компании «Ингосстрах» Виталия Княгиничева, сейчас не существует прямой корреляции между рынком новых автомобилей, в том числе кредитных, и продажами каско. «Это связано с изменениями потребительских предпочтений. Клиенты переходят с полного каско на франшизные продукты, а в сегменте кредитного автострахования – на продукты с усеченным покрытием», – отмечает он.

На эти изменения реагируют как страховщики, пересматривающие продукты по каско, так и автопроизводители, – они включают усеченные продукты в брендированные программы вместе со специальными условиями кредита в банках-партнерах. В результате даже взрывной рост выдачи кредитов не может серьезно изменить конъюнктуру рынка.

Мнение коллег поддерживают в «Зетта Страховании». По их данным, доля полисов каско по кредитным авто в Перми в 2018 году не изменилась по сравнению с 2017 годом и составила 59%. Страховщики отмечают, что рост интереса к подержанным автомобилям сказался на рынке автострахования: продажи каско в Пермском крае в денежном измерении за три квартала 2018 года снизились на 26% в сравнении с тем же периодом 2017-го.

Текст: Татьяна Андреева

Фото: Владимир Бикмаев

Оформить подписку на e-mail


ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ