Как стать стартапером. Региональный представитель ФРИИ рассказала о поддержке проектов в сфере IT — Звезда

Как стать стартапером. Региональный представитель ФРИИ рассказала о поддержке проектов в сфере IT

20 февраля 2019 , 19:34

На днях на Российском инвестиционном форуме в Сочи Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) подписал договор о сотрудничестве с пермским технопарком «Морион Digital». В студии «Эха Перми» побывала региональный представитель ФРИИ в Перми Юлия Бадашкеева и рассказала, какие проекты вытянули счастливый билет, что нужно делать стартапам, чтобы получить деньги на развитие, и с какими проблемами могут столкнуться молодые бизнесмены-айтишники.

Какие проекты «выстрелили» за 2018 год

За прошлый год ФРИИ поддержал 10 пермских проектов, правда, в их число входят два стартапа, которые проходили акселерацию платно: Knoema (бесплатная платформа для анализа статистики) и LPmotor (сервис для создания простых интернет-страниц). За 2018 год появились два новых стартапа: агрегатор ипотеки «Юномика» и проект, который занимается сбором твердых бытовых отходов. Заключили две крупные сделки, в проект PlayKey (облачный сервис для геймеров) вложим 160 млн рублей и в «Промобот» – 150 млн рублей.

О трендах в IT

Когда ФРИИ только начинал свою деятельность, было большое количество проектов в сфере B2C (англ. «business to consumer» – «бизнес для потребителя»), когда конечный пользователь приобретает итоговый продукт. Это проекты программ для изучения иностранных языков, или сервис для просмотра детьми мультиков, или какой-нибудь агрегатор такси. Поскольку сейчас таких достаточно простых бизнесов, которые лежат на поверхности, много, существует тренд на усложнение и отраслевую принадлежность бизнесов. Если есть какая-то проблема в управлении производствами, то проект оперативно должен решать ее. Сейчас даже PlayKey пересмотрел свою позицию и совсем недавно выпустил новый B2B-продукт.

О макрорегионах и их влиянии на IT-отрасль в Пермском крае

В Пермском крае экономика диверсифицирована, и на отраслях с IT-составляющими сфокусировано внимание, потому что есть достаточно много компаний, которые работают не только на Россию, но и на зарубежные страны. Например, у ребят из Digital Port довольно крупные обороты, сравнимые с компаниями из Сан-Франциско. Тут есть параметры, которые подходят под сферы интересов фонда, это и IOT («Internet of things», «Интернет вещей»), корпоративное платформенное программное обеспечение, это всё, что связано с разработкой обучающих программ и систем. Кроме того, у нас есть такая стратегическая задача, как выращивание проектов-«единорогов» (компаний с капитализацией выше миллиарда рублей в России и долларов, евро за рубежом соответственно).

Какие проекты попадают в акселерацию

Чтобы получить инвестиции от ФРИИ, нужно, чтобы у команды уже был готов продукт, чтобы был сайт, сервис, приложение, куда пользователь может зайти и получить какую-то пользу. Второй пункт – наличие команды минимум из двух человек. Один из них занимается созданием продукта – программист, второй обеспечивает продажи.

Третий момент – у продукта должен быть потенциально обширный рынок, то есть большое количество людей, сталкивающихся с проблемой, которую решает сервис.

Четвертый момент – конкурентные преимущества. Если есть два проекта, которые занимаются похожими вещами, мы будем смотреть на наличие какой-то уникальной технологии и обращать внимание на выручку: это говорит о том, что стартап умеет зарабатывать деньги. Ну и конечно, на компетенции сотрудников.

Как начать

Ко мне стартапы попадают на самых разных стадиях. Бывает, подходят ребята, которые говорят: «Я увлечен, я в этой области профессионал, но у меня нет идей». Для таких энтузиастов есть две формы работы. Первый способ – это соединить их с уже существующим стартапом, которому необходима такая компетенция.

Второй – со студенческим клубом «Предпринимательская среда» и бизнес-инкубатором Высшей школы экономики мы проводим мастер-классы по генерации идей. Поскольку очень много очевидных решений уже реализовано, преимуществом становится экспертиза в отрасли. Например, человек проработал много лет в банке, он понимает эту среду и с помощью своих навыков реализует способы решения тех или иных проблем.

Текст: Юлия Хлобыст, Андрей Прозументик

Фото: из открытых источников



Новости Mediametrics: