Непонятные восемь процентов. Названы «двоечники» и «отличники» в освоении финансовых вложений в отрасли хозяйства Перми

6 декабря, 18:07

Выяснился немаловажный повод для освобождения от должности заместителя главы краевого центра Сергея Романова, осуществленного в ноябре. Этим поводом был очень низкий процент освоения бюджетных инвестиций городским ЖКХ, курировавшимся чиновником, что показал отчет исполнительной власти за первые девять месяцев года, представленный на комитете Пермской городской думы по инвестициям и управлению муниципальным имуществом.

Ударники инвесттруда

На 2018 год в краевом центре были запланированы строительно-монтажные работы на 33 объектах; кроме того, еще для 29 объектов должны были разработать проектно-сметную документацию (ПСД), провести земельно-устроительные работы. В общей сложности девять объектов городские власти собирались в этом году выкупить. Общий объем инвестиционной составляющей бюджета города на 2018 год был 3,39 миллиарда рублей.

– По итогам девяти месяцев года объем инвестиционных расходов бюджета составил 1 миллиард 532 миллиона. Это почти 85 процентов от плана, – заявила замглавы администрации Перми, начальник департамента финансов Вера Титяпкина.

В разрезе ведомств самые значительные объемы освоения приходятся на управление капитального строительства Перми, что неудивительно. У этого ведомства план на девять месяцев выполнен на 98 процентов. По данным Титяпкиной, объем освоенных расходов составил 522 миллиона рублей. Введены в эксплуатацию новые корпуса школ № 42 и 59, разработан проект реконструкции школы № 93 (7 миллионов). Продолжается реконструкция детсада № 409, он должен быть сдан до конца года.

В «отличниках» ходит и департамент образования, освоивший за неполный год свой кусок инвестиционного пирога на 99 процентов.

– Куплено оборудование для новых корпусов школ № 42 и 59, разработана документация на строительство спортивных площадок в четырех школах, – перечисляла Титяпкина. – Построена спортплощадка в школе № 135. По прогнозу, запланирован высокий уровень исполнения инвестиций за год – в 98 процентов.

Условным «хорошистом» числится управление жилищных отношений (УЖО). Это под­разделение потратило 71 процент средств от девятимесячного плана бюджетных инвестиций, 461 миллион рублей. Из них 372 миллиона ушли на покупку нового жилья для жителей аварийных домов (69,7 процента от плана). «По предварительной оценке, план расходов за год будет выполнен на 90–94 процента», – полагает начфин.

Не только о хорошем

Ниже 85 процентов, кроме УЖО, составило выполнение плана по инвестициям департаментом общественной безопасности (ДОБ) и управлением ЖКХ.

ДОБ до 1 октября не удосужился освоить средства на строительство противооползневых сооружений на улицах Ивановской и Чехова. Хотя к началу ноября оплатил разработку проектной документации. Строительные работы по причине задержки перенесены на 2019 год...

Абсолютным «двоечником» оказался департамент жилищно-коммунального хозяйства. Свой план инвестиционных расходов это ведомство выполнило лишь на 8,2 процента, то есть практ­ически не выполнило вообще.

Объяснения Титяпкиной были сухи и обтекаемы: «В 2018 году корректировалась проектно-сметная документация объектов инженерной инфраструктуры, строительство которых начато в прошлые годы. Идет работа по запуску газа на ранее построенных газопроводах. До конца года планируется запуск на двенадцати объектах».

Управление внешнего благоустройства (УВБ), в отличие от УЖКХ, план на девять месяцев выполнило полностью. Плоды его деятельности зримы. Начаты работы по реконструкции улицы Революции. Завершена и оплачена разработка проектной документации на обустройство сквера на улице Гашкова. Также оплачены работы по реконструкции и ремонту дорог на 146 миллионов рублей, продолжается реконструкция на месте пересечения Транссиба и улицы Героев Хасана.

 

 

Однако в целом план на год у УВБ, как ожидается, будет выполнен на 55 процентов. Управление направило предложения в краевой минтранс насчет переноса остальных расходов на следующий год.

Непереносимые расходы

– Понимаем, что до конца года обстановка в отрасли ЖКХ точно не изменится, – констатировал председатель комитета Сергей Богуславский. И предложил по­думать насчет «принципиально иного подхода».

– В начале года ведь не составляло тайны, что будут сложные, тяжелые с точки зрения реализации проекты? – рассуждал депутат Арсен Болквадзе. – Так зачем мы предусматриваем деньги на них в полном объеме, а потом… ставим нули? Почему нельзя направить средства на что-нибудь выполнимое и достижимое, а уже во вторую очередь оставлять на планирование, проектирование и решение каких-нибудь среднесрочных задач?

Вера Титяпкина на это напомнила, что если расходы зафиксированы в контрактах...

– ...Их мы уже не можем перенести на более поздний период, – объяснила замглавы города. – По нашим правилам, за счет остатков мы предусматриваем финансовое обеспечение в следующем году. А если администрация видит необходимость и возможность переноса бюджетных затрат, то эти вопросы мы рассматриваем в рамках балансировки бюджета.

Тут слово взял депутат Павел Фадеев (фракция «Единой России»).

– Уверен, что департамент ЖКХ работает ровно в тех же условиях, что и все другие. Однако у одних выполнение плана 8 процентов, у других – 99! – возмущался народный избранник. – Вопросы жизнеобеспечения жителей города, водоснабжения, тепла, канализационных стоков – не риторические. Где-нибудь что-нибудь прорвет и потечет – будет скандал. Исходя из таких условий, цифру 8 процентов я понять не могу.

Жилищно-коммунальное дежавю

Причины, конечно, были, и все уважительные, разъяснил начальник городского департамента ЖКХ Александр Бородин. Он объяснил, что, безусловно, важные работы по строительству новых и реконструкции действующих объектов инфраструктуры следует проводить по надлежащей проектной документации, прошедшей госэкспертизу.

– Я говорил, что этот год посвящу приведению всей проектной документации в надлежащий вид, чтобы потом спокойно строить с надлежащим качеством. Причина только в этом. Мы проведем корректировку всей ПСД. Эта работа частично переходит на 2019 год, – отметил глава департамента, возглавляющий ведомство с ноября 2017-го.

Депутат Фадеев не успокоился.

– С разгрузочным коллектором уже дело не пошло: проект не прошел госэкспертизу и никогда не пройдет – изменилось законодательство. Что я буду говорить своим избирателям в Мотовилихе? – наседал он.

Спокойствие его адресата стоило отметить.

– Мы сами ездили на госэкспертизу (проекта коллектора – ред.), провели все беседы, выслушали все замечания. Основная масса претензий устранена. Готовим спецтехусловия уже с учетом всех изменений законодательства – они подразумевают строительство дополнительных шахт – и выходим на диалог с Минстроем РФ. На проект будет получено положительное заключение, – доложил Александр Бородин.

– Я так понял, процесс идет, но придет ли он к чему-то хорошему? – резюмировал Фадеев и обернулся к трем заместителям главы Перми, присутствовавшим на заседании, с намеком на «репрессии». – Не можем мы два года сидеть и обсуждать, что департамент ЖКХ не исполняет своих обязательств перед жителями. Я уже говорил, что если коллектор не будет построен, то всё потечет в исторический центр Перми. Может, пора, как говорится, и власть употребить?

– У меня полное дежавю, – признался и Сергей Богуславский. – Год назад ровно такая же дискуссия разворачивалась по поводу системы очистки стоков в микрорайоне Крым. За год могла быть хоть какая-то подвижка, но продвижения нет. В очередной раз возлагаем затраты на бюджет следующих лет. Может, они нам и не нужны?..

В итоге изнурительной дискуссии Контрольно-счетная палата рекомендовала потребовать повысить эффективность инвестиционных расходов в сфере ЖКХ от главы города Дмитрия Самойлова. Ответ в гордуму обязали представить до 11 декабря.

Организационно-кад­ровые решения тоже последовали: как знает Пермь, курировавший отрасль Сергей Романов лишился должности зам­главы города.

Текст: Алексей Колышкин

Фото: Владимир Бикмаев

Оформить подписку на e-mail