Недосчитались миллиарда. Краевой бюджет не получит деньги, вырученные от продажи акций аэропорта Пермь — Звезда

Недосчитались миллиарда. Краевой бюджет не получит деньги, вырученные от продажи акций аэропорта Пермь

2018 , 11:53

На прошлой неделе депутаты краевого Законодательного собрания наконец-то узнали судьбу того миллиарда рублей, который был получен за продажу акций аэропорта Пермь от холдинга «Новапорт».

Вопреки публичным заявлениям прежнего губернатора Виктора Басаргина, который еще в 2015 году обещал, что все средства от продажи акций будут до копейки зачислены в краевой бюджет, этого не произошло. Деньги были получены АО «Корпорация развития Пермского края» еще в прошлом году и направлены на строительные проекты в березниковском микрорайоне «Любимов».

Благие намерения

Судьба казенного имущества и бюджетных средств, которые каким-либо образом оказывались в ведении учрежденных правительством акционерных обществ, была изначально понятна. Эти общества и создавались специально для того, чтобы прятать там акции, облигации, земельные участки, здания и просто деньги с последующим их использованием, игнорируя требования Бюджетного кодекса РФ, 44-го Федерального закона «О закупках…» и блокируя возможные претензии целой армии контролеров и ревизоров за целевым расходованием бюджетных средств и сохранностью имущества казны. Ибо что зашло из бюджета в акционерное общество, пусть и учрежденное государством, то уже никакого отношения к государству не имеет.

Пионером в этом процессе был губернатор Олег Чиркунов, которым двигали исключительно благие намерения. Еще десять лет назад он выступил с идеей создать на площадке бывшей областной психиатрической больницы на улице Революции образцовый европейский квартал с мало­этажной застройкой. Чтобы ему никто не мешал в привлечении подходящих архитекторов и подрядчиков, не требовал при освоении 179-го квартала соблюдать 44-й Федеральный закон, он решил передать эту площадку АО «Пермагростройзаказчик», где учредителем и собственником был Пермский край. Для ратификации этой сделки он обращался за поддержкой к краевому Законодательному собранию. И, несмотря на сопротивление прокуратуры и вопли возмущенных правозащитников, добился своего.

Куда выстлана дорога из благих намерений, всем хорошо известно. Поэтому итог был вполне предсказуем. Олег Анатольевич ушел в отставку, не успев реализовать свои грандиозные планы и войти в историю пермской градостроительной мысли. Его наработками воспользовались люди без гуманитарных амбиций, но с хорошими финансовыми аппетитами. В 2014 году губернатор Виктор Басаргин со своим соратником Олегом Демченко «замотали» самый привлекательный земельный участок краевого центра в аренду одному из строительных подразделений империи Виктора Вексельберга — ГК «Кортрос».

Об образцовом европейском квартале, на котором много не заработаешь, речь, конечно же, не шла. Отдали в аренду на 6 лет под обычную высотную застройку по цене 145 миллионов 856 тысяч рублей в год. «Кортрос» исправно вносит платежи уже 5-й год, но региональному бюджету ничего от этого не перепадает. Все это — прибыль акционерного общества, а не государства.

Дурной пример заразителен

Поскольку дурной пример Олега Чиркунова оказался заразителен, то пришедший ему на смену Виктор Басаргин продолжил традицию создания акционерных обществ. Исходя из своего опыта и опыта своего партнера Олега Демченко, который когда-то возглавлял бесславно почившую с миллиардными долгами госкорпорацию «Урал промышленный — Урал Полярный», они учредили АО «Корпорация развития Пермского края». Новая фирма, 100 процентов акций которой находилось в собственности краевого министерства имущественных отношений, со временем поглотила АО «Перм-агростройзаказчик», погрязшее в коррупционных скандалах. История этого общества завершилась 9-летним сроком для директора Ильи Юкова. Член команды Виктора Басаргина, приглашенный им из Екатеринбурга, похитил 26 миллионов рублей у компании под видом премий.

Параллельно — в 2013 году — был начат новый проект. Губернатор Виктор Басаргин приступил к приватизации аэропорта Большое Савино, который впоследствии зачем-то был переименован в международный аэропорт Пермь. Руководство региона пыталось ратифицировать сделку по передаче 100 процентов акций аэропорта из краевой собственности в АО «КРПК». И чтобы именно корпорация впоследствии занималась поиском инвестора для строительства нового терминала. Однако часть депутатского корпуса выступила против отчуждения акций и даже сорвала пленарное заседание в сентябре 2014 года, где должен был решаться этот вопрос. Тогдашние краевые депутаты Дмитрий Скриванов и Илья Шулькин предупреждали, что нельзя просто так и без всяких гарантий отдавать аэропорт в частную фирму. Потому что тогда ни нового терминала, ни средств от продажи акций никто не увидит. А речь-то шла о действующем бизнесе с оборотом 600 миллионов рублей и прибылью более 100 миллионов.

И только под честное слово Виктора Басаргина, что все средства от продажи акций аэропорта будут до последней копейки зачислены в бюджет Пермского края, региональный парламент такой способ приватизации с некоторыми оговорками поддержал. По тем условиям 25 процентов акций аэропорта остались в краевой собственности, а 75 процентов были переданы в АО «КРПК» для последующей продажи инвестору под обязательства построить новый терминал. И были достигнуты договоренности с холдингом «Новапорт» о том, что он возьмет на себя инвестиционные обязательства и возведет новый терминал с 2015-го по 2017 год, с условием выкупа 75-процентного пакета акций за полтора миллиарда рублей.

Время надежд и мечтаний

Первый транш от «Новопорта» в размере 250 миллионов рублей поступил на счета АО «КРПК» в 2015 году сразу после подписания инвестиционного соглашения о строительстве нового терминала. И был оперативно перечислен в бюджет, как и обещалось губернатором. А дальше начались проблемы. Ведь народные избранники были в курсе, что этот транш был не единственный, и ставили вопрос о зачислении в бюджет еще 250 миллионов рублей. Но губернатор Виктор Басаргин эту тему обходил стороной. Попытки депутатов получить отчеты о финансовой деятельности АО «КРПК» от профильного вице-премьера Алексея Чибисова заканчивались тем, что Алексей Валерьевич разводил руками и говорил, что это нереально, так как акционерное общество не подчиняется депутатскому корпусу.

И даже когда в апреле 2016 года было принято постановление краевого Законодательного собрания с требованием к правительству вернуть в бюджет 250 миллионов рублей, полученных за продажу акций аэропорта Пермь, то и тогда ничего не изменилось. И лишь в декабре 2016 года, когда Виктор Федорович засобирался на второй срок и начал неприкрыто заигрывать с депутатами, было дано добро на перечисление денег из АО «КРПК» в казну. Но их зачисляли в доходную часть бюджета уже при новом главе региона.

Приход нового губернатора Максима Решетникова давал надежды, что все эти «прачечные» под видом акционерных обществ уйдут в прошлое. Ведь честным губернаторам и честным правительствам они не нужны. А брошенный как-то Максимом Геннадьевичем лозунг, что обещания прежних губернаторов должны всегда выполняться, независимо от фамилий этих губернаторов, вселял оптимизм. Тем удивительнее оказалась ситуация, когда в конце прошлого года новый терминал аэропорта был введен в эксплуатацию, «Новопорт» перечислил в АО «КРПК» транш за последний пакет акций аэропорта, но губернатор и правительство этот факт умолчали. И настойчивые просьбы депутатского корпуса рассказать, получен ли миллиард рублей и когда он будет зачислен в краевую казну, игнорировались ответственными лицами на протяжении всего этого года.

Судьба последнего транша

Только на прошлой неделе на заседании комитета по промышленности, экономической политике и налогам краевого Законодательного собрания стала понятна судьба последнего транша, вырученного от продажи акций аэропорта. На вопрос руководителя фракции «Единая Россия» Юрия Борисовца о том, когда депутаты увидят эти деньги на счетах бюджета, вице-премьер Михаил Сюткин ответил, что эти деньги не могут быть возвращены в бюджет. Потому что для этого необходимо уменьшить уставный капитал АО «КРПК», а по сути — ликвидировать это акционерное общество. Кроме того, в процессе обсуждения ситуации выяснилось, что этих средств уже нет, потому что они задействованы в реализации строительных проектов в березниковском микрорайоне Любимов.

Подобная позиция краевых властей несколько напрягла часть народных избранников. Одни вспомнили про обещание, под которое и был реализован проект строительства нового терминала. Другие удивились этим метаморфозам, когда казенное имущество продано, а деньги в бюджет почему-то не поступили и теперь уже вряд ли поступят. И это так, ведь Виктор Басаргин со своей коррупционной командой давно ушел, а некоторых «ушли» или вообще отправили под конвоем в места не столь отдаленные, но традиции прогонять все финансово емкие проекты мимо казны почему-то до сих пор живут и процветают. Это касается и арендных платежей за 179-й квартал, которые собирает и тратит по своему усмотрению руководство АО «КРПК», и оплаты акций аэропорта, когда бюджет не досчитался миллиарда рублей за проданный бизнес, и инвестиций в микрорайон Любимов, где есть вопросы по финансированию застройщиков.

Ведь в то время как губернатор и краевое правительство в работе со строителями декларировали главенство интересов государства и запрет на авансирование работ, в АО «КРПК» это авансирование почему-то практиковалось. И сегодня есть «незакрытый аванс» в размере 132 миллионов рублей, который связан с неисполнением подрядных обязательств «Камской долиной». Она обанкротилась, и АО «КПРК» придется вставать в хвост огромной очереди кредиторов, где получить с банкрота хоть что-то нет никакого шанса. Хотя проблемы у этого застройщика появились задолго до участия в березниковских подрядах, и эксперты прогнозировали банкротство данной компании еще в прошлом году.

Текст: Евгений Плотников

Рисунок Дмитрия Кононова



Новости Mediametrics: