СВО
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
300 историй Перми
26.04.2024
16+
Архив

Для большей тяги. Новые двигатели будут испытывать в Новых Лядах

Для большей тяги. Новые двигатели будут испытывать в Новых Лядах
На территории испытательной станции «Пермских моторов» в поселке Новые Ляды АО «Объединенная двигателестроительная корпорация», входящее в госкорпорацию «Ростех», намерено построить первый в России испытательный комплекс для перспективных авиа­двигателей.

На территории испытательной станции «Пермских моторов» в поселке Новые Ляды АО «Объединенная двигателестроительная корпорация», входящее в госкорпорацию «Ростех», намерено построить первый в России испытательный комплекс для перспективных авиа­двигателей. 

Речь идет о базовом двигателе для новых широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов тягой более 30 тонн – таких как

ПД-35. Его разработка, по сообщению специалистов, ведется на основе опыта создания двигателя ПД-14 для авиалайнера МС-21-300. В проекте, как обещают в корпорации, будут задействованы самые современные конструктивные решения и применены новые материалы и методы производства.

А для пермского испытательного комплекса предстоит возвести примерно 40 тысяч квадратных метров производственных, административно-бытовых и инженерных площадей и установить самое современное оборудование. В составе комплекса обещают построить корпус окончательной сборки и подготовки двигателей к испытаниям, логистический центр, различные вспомогательные объекты транспортной и инженерной инфраструктуры. Также должны быть созданы стенды для испытания всех узлов двигателя.

Ваш корреспондент задал несколько вопросов пресс-службе Объединенной двигателестроительной корпорации.

– Где вообще в мире испытываются сейчас двигатели такой размерности и с такими характеристиками?

– Гражданские турбовентиляторные двигатели большой тяги (от 30–35 тонн), аналогичные будущему ПД-35, сегодня в мире производят и, соответственно, испытывают у себя только две компании – GE и Rolls Royce. Таким образом, ОДК с испытательным комплексом в Пермском крае станет третьей компанией в этом ряду.

– Каков предполагаемый вклад пермских предприятий в этот технологический прорыв?

– Головной исполнитель по программе ПД-35 –

АО «ОДК», головной разработчик – АО «ОДК-Авиадвигатель», головной изготовитель – АО «ОДК – Пермские моторы». Таким образом, головные предприятия по проекту – разработчик и изготовитель – находятся в Перми. Имеющая важнейшее значение для реализации намеченного испытательная база для двигателей большой тяги будет создана в Пермском крае – на загородной испытательной станции (ЗИС) АО «ОДК – Пермские моторы» в поселке Новые Ляды.

В реализации программы, в том числе в разработке необходимых «критических» технологий, предстоит участвовать и другим предприятиям ОДК и внешним организациям, однако у пермского моторостроительного кластера будет консолидирующая роль.

Помимо АО «ОДК-Авиадвигатель» и АО «ОДК – Пермские моторы» в программе ПД-35 участвует пермское АО «ОДК-СТАР». Предприятие в 2017 году приступило к разработке системы автоматического управления для двигателя большой тяги ПД-35. В настоящий момент формируется научно-технический задел для этого.

– Можно сказать, что новый толчок получает именно конструкторская школа пермского двигателестроения?

– В настоящее время предприятия ОДК, расположенные в разных регионах страны, работают в рамках единого контура, ключевые разработки ведутся в широкой кооперации, что обеспечивает накопление научно-технического задела у всех участников проектов. Таким образом, программа

ПД-35 выведет на новый уровень конструкторскую школу российского двигателестроения в целом, включая ее пермскую составляющую, которая получит новые компетенции.

Итак, проектирование пермских объектов первого в России испытательного комплекса для перспективных авиа­двигателей уже началось. Стоимость проекта составляет около 20 миллиардов рублей, первые испытательные стенды намерены построить в 2021 году.

Что же касается двигателя-демонстратора ПД-35, то его планируется создать к 2023 году, опытно-конструкторская работа в целом должна быть завершена в 2025 году.

– Мы возвращаем утраченные после развала СССР позиции в авиационном двигателестроении, – отмечает индустриальный директор авиационного кластера госкорпорации «Ростех» Анатолий Сердюков, бывший министр обороны РФ. – Фактически готов к выходу на рынок двигатель ПД-14, на основе его опыта создается двигатель большой тяги

ПД-35. Сейчас одна из важнейших задач – создание соответствующей инфраструктуры для его испытаний. Двигатель такой размерности и с такими характеристиками испытывать пока негде – в истории СССР и России подобный испытательный комплекс строится впервые. Реализация этого проекта позволит качественно выполнить программу ПД-35 и даст новый толчок для дальнейшего развития конструкторской школы российского двигателестроения.