В каких российских авиапроектах планируется применять пермские двигатели — Звезда

Скоро всё, что летает, будет пермским?

2018 , 10:13

Ко Дню Воздушно-космических сил России, который в этом году отмечался 12 августа, пермские производители авиационных двигателей получили хороший подарок: военные окончательно определились с будущим среднего транспортника Ил-276, который однозначно будет летать на двигателях, сделанных в Перми.

Новые ниши

По словам руководителя программы Ил-276 в ПАО «Ил» Игоря Бевзюка, «двигатель первого облика — это хорошо зарекомендовавший себя ПС-90А-76, имеющий нужные характеристики для снижения технических рисков. А как только ПД-14 подтвердит свои характеристики при серийном изготовлении, он будет использоваться на Ил-276».

Учитывая, что и все тяжёлые транспортники Ил-76 сейчас модернизируются до версии Ил-76МД-90А с теми же пермскими двигателями ПС-90, практически всю российскую транспортную авиацию (кроме лёгкого Ил-112) в будущем будут поднимать в небо двигатели, спроектированные в нашем «Авиадвигателе». И это ещё не говоря о проекте тяжёлого двигателя ПД-35, у которого, скорее всего, ближе к выходу в серию появятся новые возможные ниши применения, о которых пока никто и не подозревает.

Напомним, что Ил-276 до 2015 года разрабатывался как российско-индийский проект МТА (Multipurpose Transport Aircraft — «многоцелевой транспортный самолёт»). Тогда он назывался Ил-214 и предназначался для замены Ан-12, Ан-26 и Ан-72, использующихся как в российской, так и в индийской армиях. Выход индийцев из проекта затормозил его, но не отменил, поскольку нужда в новом тактическом транспортнике за прошедшие годы только увеличилась. С прошлого года он стал называться Ил-276, ну а ставка «ильюшинцев» на пермские моторы — это не только проверенная временем технологическая связка, но и суровая необходимость. Других-то современных двигателей в стране всё равно нет.

Импортозамещение в авиации

К тому же в прессе всё чаще мелькает тревожная информация о том, что немыслимое всего год-два назад может стать реальностью. А именно — санкции могут добраться и до авиационной отрасли. Даже МС-21 собирается с использованием импортных комплектующих, не говоря уж о «Суперджете», в котором доля отечественных узлов и деталей не превышает 30 процентов. Конечно, пермским двигателям санкции не страшны, но ведь они не сами по себе в небе летать будут, к ним нужен планер, авионика и так далее.

Нарастание политической истерии заставляет авиастроителей делать упор на импортозамещении, поэтому возникает чувство, что если не через 10, так через 15–20 лет вообще всё, что летает в российском небе (кроме лёгких самолётов, разумеется), будет летать на пермских двигателях. В советское время таким был каждый второй самолёт.
Кстати, у Ил-276 есть и экспортный потенциал. По словам первого заместителя генерального директора ПАО «Ил» Павла Черенкова, «в целом спрос на такие самолёты в России и мире велик, и мы уверены, что Ил-276 найдёт своё место в небе и станет незаменимым «самолётом-трудягой». Предположительно стоимость одного транспортника составит 35–40 миллионов долларов, а стоимость всей программы разработки – примерно 600 миллионов долларов. Первый полёт Ил-276 запланирован на 2023 год, а начало серийных поставок – на 2026-й. С будущего 2019 года ПАО «Ил» уже начнёт разработку тренажёров и средств обучения, которые позволят пилотам освоить новую машину. Самолёт будет способен перевозить груз массой 12 тонн на дальность до 3700 километров, а груз массой 20 тонн – на дальность до 2000 километров. В десантниках это будет до 90 бойцов. Ну а внешне Ил-276 – это такой укороченный Ил-76 с тем же сечением, но меньше по длине.

Сильные и слабые стороны производства

А вот другая новость не так позитивна. Имеется в виду инициатива федерального Минпромторга о введении утилизационного сбора на газовые турбины. В автопромышленности такой сбор давно существует, но использование его и в авиастроении (не только в России, но и во всём мире газовые турбины — это переделанные авиадвигатели) представляется чем-то наподобие изымания сверхдоходов у нефтяных и газовых компаний. Поправку о 7-процентном сборе предполагается внести в закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», после чего настолько же автоматически вырастет и стоимость пермских ГТУ производства «ОДК — Пермские моторы». Ну а далее по цепочке: вырастут затраты на сам газ, на электричество, производимое с использованием попутного газа, вплоть до роста уровня инфляции по всей стране.

Правда, на «ОДК-ПМ» как раз в это же время прошёл экспресс-аудит, призванный оценить эффективность процесса сборки изделий. Напомним, что кампания по повышению производительности труда началась ещё в сентябре прошлого года в 15 пилотных регионах по инициативе Правительства РФ. «Пермские моторы» стали одним из 25 предприятий Пермского края, выбранных в качестве её первых участников. Аудиторами «Пермских моторов» выступили специалисты из «Сибур-Химпрома», НПО «Искра», «ОДК-СТАР» и других предприятий-участников программы. Курировали мероприятие представители краевого минпромторга, Федерального центра компетенций и Регионального цент­ра инжиниринга. Задачей экспресс-аудита было выявление сильных и слабых сторон в сфере развития производственной системы, а также проектного управления «ОДК-ПМ».

Участники экспертной группы побывали в сборочных и испытательных цехах предприятия и провели анализ по таким направлениям, как сборка наземных и авиационных двигателей, а также входной контроль агрегатов. В ходе изучения специалисты оценивали организованность работы, соблюдение чистоты и культуры производства, требований охраны труда, правильность ведения документации.

— По результатам экспресс-аудита был сформирован перечень положительных практик предприятия, таких как визуальное управление процессом сборки с помощью маркерных досок, использование в работе матриц компетенций, высокий уровень чистоты территорий и рабочих зон, развитая система защиты от ошибок и прочее. Сформированы предложения по совершенствованию производственных направлений: повышение уровня механизации выполнения операций и улучшение их визуализации, работа над целеполаганием, — отметил директор по развитию производственной системы «ОДК-ПМ» Антон Кузнецов.

Как сообщила пресс-служба предприятия, теперь задача моторостроителей — учесть полученные замечания и сформировать комплекс мероприятий, направленных на сокращение циклов сборки и испытаний. Экспресс-аудит — лишь один из этапов программы по повышению производительности труда и поддерж­ке занятости. По предварительным прогнозам, организованная кампания к 2025 году должна повысить эффективность деятельности участвующих в программе пермских предприятий как минимум на 30 процентов. Кроме того, реализация федерального проекта позволит тем же «Пермским моторам» участвовать в льготных программах по приобретению оборудования, усовершенствованию рабочих мест и в софинансировании мероприятий по обучению персонала. Это не говоря о самом главном результате повышения производительности труда – соответствующем снижении себестоимости продукции.

Аудит можно рассматривать и как своего рода ответ моторостроителей на попытки государства начать «стричь» машиностроение. Лишь бы сбор к 2025 году не вырос на те же 30 процентов.

Текст: Алексей Клочихин

Фото: пресс-служба «ОДК-ПМ»

Материал носит информационный характер.



Новости Mediametrics: