«Протон-ПМ» претерпевает изменения, иллюстрирующие проблемы всей российской космической промышленности — Звезда

«Ангара» — стоять до конца

2018 , 12:35

Волнения вокруг разом ставшей чуть ли не никому не нужной ракеты-носителя «Протон-М» вроде бы улеглись, Роскосмос не станет прекращать её производство с начала 2019 года, и даже земли центра имени Хруничева в Филёвской пойме останутся у предприятия. Как говорится, не соскучишься. Однако пермскому «Протону-ПМ» от этого не легче, ведь единичное производство двигателей первой ступени РД-276 окончательно делает их неконкурентоспособными. А значит, Илон Маск и все сотрудники его компании SpaceX в ближайшие годы могут беззаботно экспериментировать.

Частная инициатива в истории

С того момента, как в 2016 году Россия утратила звание «космического извозчика» планеты № 1, отечественная космонавтика тяжким бременем повисла на шее у государства. И предстоящий переход с «Протона» на «Ангару» делает её ещё дороже, что в период, когда государственные расходы и так урезаются по всем статьям, более чем некстати. Теперь уже всем понятна главная системная беда отрасли — она оказалась совершенно не готовой к конкуренции, что в условиях рыночной экономики равносильно смертному приговору. А бросить нельзя — компетенции потеряются. Поэтому главная задача того же «Протона-ПМ» на ближайшие 7-8 лет звучит очень просто: выжить и сохранить кадры.

Собственно, с «Протоном» в любом случае пришлось бы заканчивать, потому что ракеты с ядовитым гептилом во всём мире только Россия и использует, остальные страны давно перешли на керосин-водород. И концептуальная идея «Ангары» с той же рыночной точки зрения выглядит вполне удачно: семейство должно стать модульным, ракеты разной грузоподъёмности будут складываться, как игрушки «Лего», из универсальных ракетных модулей (УРМ). 

А в УРМ главная составляющая — маршевый двигатель РД-191, единственным производителем которых предполагалось сделать пермский «Протон-ПМ». Два пермских губернатора подряд подписывали по этому поводу соглашения с Роскосмосом. Именно ради этого, как вклад со стороны края в проект «Новый Звёздный», сейчас расширяется дорога к Новым Лядам. Не было бы Илона Маска и его ракеты Falcon 9 — неспешный переход с «Протона» на «Ангару» при помощи монопольных цен прошёл бы совершенно безболезненно. Как говорится, не то чтобы это «могильщик» Роскосмоса, но что-то такое в нём есть. Частная инициатива в очередной раз посрамила неповоротливое государство, и история России тому не исключение. Или напомнить, как в результате частной инициативы семейства Строгановых и Ермака сотоварищи в составе государства Российского появилась Сибирь? А где бы мы сейчас без неё были?

Космос как рынок

Но вернёмся к российской космонавтике, главной проблемой которой на ближайшее десятилетие становится себестоимость запусков. По словам генерального конструктора Александра Медведева, принимавшего участие в разработке семейства «Ангара», стоимость единичного «Протона» по сравнению с массовым увеличится в 2–2,5 раза, то есть он фактически сравняется с «Ангарой». Напомним, что ещё пять лет назад, в 2013 году, было произведено 10 пусков «Протона-М» за год, а с начала 2018-го — всего один. К тому же тогда монопольная цена на запуски российской ракеты, первую ступень которой делает пермский «Протон-ПМ», достигала 100 миллионов долларов, а после выхода на рынок Falcon 9 Роскосмос резко сократил цену за старт «Протона-М» до 65 миллионов долларов. Но череда неудачных стартов и проблемы в центре имени Хруничева, из-за которого «Протоны-М» год не летали, отпугнули коммерческих заказчиков. Сейчас они все сбежали в SpaceX, которая печёт свои ракеты как пирожки: с начала года Falcon 9 FT взлетал уже 14 раз. На его месте вполне могла бы оказаться «Ангара», удачно взлетевшая ещё в 2014 году, но запаздывание с разработкой и строительством стартовых столов отложило третий запуск на семь лет — до 2021 года.

Будь спрос на «Ангару» таким же, как на Falcon 9, эффект масштаба снизил бы её себестоимость примерно так же, как сейчас неизбежно поднимет стоимость пуска «Протона». Вот только место уже занято и через три года станет ещё хуже. Ну только если ракеты SpaceX вдруг не станут падать одна за другой.

Сейчас себестоимость производства «Протона-М» в ценах 2017 года составляет около 1,4 миллиарда рублей. Если верить Медведеву, штучная сборка ракеты в центре имени Хруничева с участием пермских комплектующих обойдётся уже в 3–3,5 миллиарда. А в технико-экономическом обосновании к Федеральной космической программе на 2016–2025 годы записано, что себестоимость изготовления ракеты тяжёлого класса «Ангара-А5» в ценах 2015 года составляет те же 3,5 миллиарда рублей. Понятно, что если собирать по 10–15 ракет в год и совершать с их помощью удачные коммерческие пуски, то упадёт и себестоимость, и цена пусков. Вот где бы ещё столько клиентов найти…

Задача государственного значения

Не с 2019-го, так с 2024-го производство «Протона-М» точно прекратится. По разным оценкам, в соответствии с ранее заключёнными контрактами осталось 10–15 пусков, растянутых на 10 лет. Это 1–2 пуска в год. Когда регулярно залетает «Ангара», сейчас даже Рогозин сказать не решится, потому что его уже не раз ловили на необдуманных высказываниях. Однако надежда выстоять этот период и для отечественной космонавтики, и для отдельно взятого «Протона-ПМ» всё же есть. Для пермского предприятия это прежде всего заказы по линии оборонки, участие в кооперации по производству авиационных двигателей и станкостроение. А для всей отрасли — надежда прежде всего на внутренний государственный заказ. Например, проект по созданию российского «космического Интернета» «Сфера», предполагающий объединение всех гражданских и военных спутников России для зондирования Земли и обеспечения территории страны Интернетом, потребует увеличения количества отечественных спутников с нынешних 140 до 640. Так что для «Ангары» работы хватит, если государство с такими затратами справится.

При этом надо хорошо осознавать, что махнуть рукой на космос было бы стратегической ошибкой. Это только со стороны победа Илона Маска над Рос­космосом кажется предпринимательской сказкой, начинающейся, само собой, с гаража, в котором собиралась группа единомышленников. На самом деле поистине тепличные условия, создававшиеся НАСА и американскими военными для SpaceX, трепетное обеспечение заказами, несмотря на неудачи, говорит скорее о грандиозном демпинге на уровне государства с целью убить отрасль у наиболее сильного конкурента. У кого будут космические технологии и компетенции, тот и станет лидером во второй четверти ХХI века. Поэтому отечественная космонавтика в целом и «Протон-ПМ» в частности не просто участвуют в обычной рыночной конкуренции, а борются за выживание всей русской цивилизации. Это надо помнить и на этом стоять. Нам, собственно, не впервой.

Текст: Андрей Смолин

Фото: из открытых источников



Новости Mediametrics: