То, что люди не всегда поступают рационально, кажется очевидным, когда речь идёт о психологии. А в экономике балом правят цифры, бизнес-модели, точные схемы. Так ли это? После того, как осенью 2017 года Ричард Талер получил Нобелевскую премию за разработки в области поведенческой экономики, это направление привлекло к себе внимание всего мира. О том, как с точки зрения поведенческой экономики объяснить события, которые происходят как в мире, так и в Пермском крае, рассказал экономист, партнер компании «Страт-консалтинг» Дмитрий Клещёв.
Экономика может учитывать подсознательные установки человека, его психологию?
— Мы никогда и не были такими людьми, которых описывает экономическая теория. Это абсолютно нормально.
В одном из интервью вы заметили, что поведенческая экономика — одно из наиболее динамично развивающихся направлений. Заменит ли оно экономическую теорию рано или поздно?
— Когда мы говорим о развитии поведенческой экономики, то имеем в виду конкретных авторов и последователей этого направления. Это просто одна из экономических школ: как американская, скандинавская или австрийская. Конечно, признание это направление получило не в прошлом году, когда была вручена Нобелевская премия Ричарду Талеру, а значительно раньше. Так, некоторые вопросы, которые поднимаются данным научным направлением, активно обсуждались еще в 1950-х годах. Уже тогда исследователи понимали, что концепция «экономического человека» далеко не всегда описывает реальные решения, которые принимаются людьми в области экономики. Одним из разработчиков и ключевых авторов этой концепции стал Даниэль Канеман, тоже Нобелевский лауреат в области экономики 2002 года. Во многом именно психология и поведение человека в повседневной жизни стали той основой, которая позволила по-новому взглянуть на экономическое поведение индивидуума. Но никто не говорит о том, что наконец появилась некая «волшебная таблетка», которая даст ответы на любой вопрос.
Может ли это направление со временем стать самостоятельной наукой?
— Основная проблема исследований поведения человека заключается в том, что субъект и объект изучения совпадают. Мы сами себя исследуем, что влечёт неизбежные погрешности в результатах.
Возможно, с развитием искусственного интеллекта качество таких исследований и перечень вопросов, которые можно изучать, расширится. Но пока есть этика, нравственные аспекты, которыми мы ограничены в исследовательской деятельности. Мы говорим о поведенческой экономике сейчас довольно упрощённо. Важно подчеркнуть, что эта прикладная наука построена на экспериментах и затрагивает психологию, модели поведения человека в рамках экспериментов. Но в любом случае поведение человека лучше описывают всё же рационалистические экономические модели. Поэтому поведенческая экономика пытается описать ситуации, которые являются неким исключением из правил.
Могли бы вы привести пример такой ситуации?
— Есть огромное количество экспериментов, уже ставших классикой. Самый простой пример, который довольно часто приводится: вы просите друга помочь вам перевезти мебель из одного дома в другой. Пока друг размышляет, помочь вам или нет, вы обещаете ему заплатить 100 рублей. И если до этого ваш приятель раздумывал, как ему спланировать своё время, чтобы помочь вам, то после вашего обещания этот человек, скорее всего, не станет вам помогать, обидится, и дружеские отношения пострадают. То есть в категориях рациональности такое решение выглядит разумным. Но в итоге было выведено правило «плати достаточно или не плати вовсе». В поведенческой экономике именно проблема выбора является одним из фундаментальных вопросов, и ее изучению посвящено множество экспериментов. Даниэль Канеман и Ричард Талер открыли такой психологический феномен, как «эффект владения». Они доказали, что человек получает удовольствие от того, что уже имеет, а не от того, что мог бы получить.
А почему о поведенческой экономике заговорили именно сейчас? Какие факторы повлияли?
— Во многом популярность этой концепции можно объяснить теми изменениями, которые происходят в мире, в том числе и в экономических отношениях. Развитие поведенческой экономики связано с тем, что мир вокруг нас меняется. И происходит это намного быстрее, чем меняются наши представления о нём.
Поведенческая экономика исследует те решения, которые принимают потребители, или также затрагивает и решения бизнеса?
— Поведенческая экономика изучает поведение человека. Соответственно, неважно, какую социальную роль он играет. Рассматривается поведение человека с точки зрения его экономических решений.
Часто, создавая бизнес, предприниматели идут проторенной дорогой, но вскоре разоряются и понимают: не автосервис нужно было открывать, а делать роботов. Как поступать, чтобы так не случалось?
— Теория принятия решений является наиболее важной особенностью поведенческой экономики. Обычно человек думает, что принимает решение в условиях полной информации и действует рационально. Конечно, это заблуждение. Любое решение построено на информационном дисбалансе: нам не хватает времени, ресурсов, мы упускаем множество факторов, руководствуемся стереотипами и ошибочными выводами. Условия меняются, а мы повторяем то же самое «проверенное» решение. Почему говорится о том, что существенная доля российской экономики неэффективна? Да потому что собственникам бизнеса сложно отстраниться и посмотреть на свою компанию со стороны.
Поведенческая экономика может дать необычный ракурс при взгляде на те процессы, которые сегодня происходят в жизни Пермского края?
— Конечно. Недавнее решение об отмене льгот по налогу на прибыль для компаний — хрестоматийный пример поведенческой экономики. Льгота была введена без чётких обязательств. Словно всем сделали подарок, но не сказали, что они должны сделать в обмен. Формально об этом говорилось, но фактически это не было сделкой. Сама по себе поддержка бизнеса давала существенные конкурентные преимущества пермским компаниям по отношению к другим регионам. Недостатком оказалось то, что другие факторы не были подвёрстаны под введение льготы. Поэтому нельзя сказать, что высвободившиеся средства были направлены на инвестиции, как и предполагалось правительством. В итоге пермские компании довольно быстро привыкли к этому и воспринимали это уже как данность, как «своё». После того, как компании почувствовали, что это их деньги, ожидать, что они будут инвестировать в экономику, было бы странно. В итоге всё пришло к отмене льготы. Это вынужденная мера, потому что льгота не работала. Теперь её отмена воспринимается компаниями в негативном ключе. Вот пример того, как поведенческая экономика применяется в повседневной деятельности.
Текст: Мария Трокай
Фото: из личного архива Дмитрия Клещёва