Пермские двигатели как средство от кошмаров. Воронежский авиазавод начал сборку первого Ил-96-400М — Звезда

Пермские двигатели как средство от кошмаров. Воронежский авиазавод начал сборку первого Ил-96-400М

2018 , 11:30

Невозможное вчера становится возможным сегодня. На Воронежском авиазаводе (ВАСО) началась сборка первого опытного Ил-96-400М, представляющего собой модернизированный вариант старого доброго Ил-96-300, оснащённого, естественно, не менее добрыми пермскими двигателями ПС-90. Проект и раньше был, и сейчас остаётся планово-убыточным, но кто его знает, до чего дойдут американские санкции?

И в «Суперджете», и в МС-21 есть импортные комплектующие, а Ил-96 (и двигатели ПС-90, разу­меется) — полностью отечественный. Пока тотальные запреты в области авиации выглядят как страшный сон, но российское руководство, по всей видимости, решило, что у нашей страны должно быть лекарство и от такого кошмара. На всякий случай.

Вопрос решался именно на таком уровне, потому что в последние годы ПАО «ВАСО» выпускало новые широкофюзеляжные самолёты исключительно в интересах государственных заказчиков. Однако ещё в мае 2016 года параллельно с проектом российско-китайского широкофюзеляжника было принято принципиальное решение о разработке и запуске в серийное производство модернизированного пассажирского самолёта Ил-96-400М для российских авиакомпаний. Тогда многие недоумевали, зачем России два однотипных самолёта, но теперь многое становится понятным.

Хорошо забытое старое

От базового Ил-96 новая модификация будет отличаться удлинённым на 9,65 метра фюзеляжем, применением более мощных двигателей ПС-90А1 и модернизированного комплекса авионики, а также полностью новым интерьером пассажирского салона, увеличенного до 350 пассажиров.

Как говорится, вы будете смеяться, но именно в этом варианте самолёт приближается к первоначальной задумке, потому что в своё время генеральный конструктор Генрих Новожилов «укоротил» планер из-за слишком малой тяги пермского двигателя, уехавшего на ступеньке последнего вагона госфинансирования от печально поникшего на перроне самарского двигателя НК-93. Так и оставшегося в советском прошлом. Сейчас про былую конкуренцию между пермским КБ Соловьёва и самарским КБ Кузнецова никто и не вспоминает, теперь у пермяков другой главный враг. «Пратт-Уитни» называется, и жителям Пермского края это название хорошо знакомо.

Но вернёмся к Ил-96-400М, по которому в декабре 2016 года с ПАО «Ил» был заключён контракт на опытно-конструкторские работы, предусматривающие разработку и постройку в Воронеже первого опытного образца. Согласно материалам, опубликованным на официальном сайте госзакупок, стоимость контракта на опытно-конструкторские работы по самолёту составляет более 10 миллиардов рублей, из которых собственно на постройку опытного образца отводятся 7,55 миллиарда. Около 6 миллиардов уже получено из госбюджета в 2016–2017 годах, а оставшиеся 4 миллиарда будут получены до конца этого года.

В типовой двухклассной компоновке Ил-96-400М будет вмещать 326 пассажиров в трёх салонах экономического класса и 24 пассажира в бизнес-классе. Максимальная взлётная масса самолёта повышена до 270 тонн, максимальная масса коммерческой нагрузки составит 58 тонн, а дальность полёта с нагрузкой в 40 тонн и аэронавигационным резервом топлива — 8100 километров.
Недавно, в июле, Правительство РФ выделило средства в размере 1,32 миллиарда рублей госинвестиций, которые поступят в уставный капитал ВАСО и будут использованы для реконструкции и технического перевооружения производства для выпуска Ил-96-400М. Стоимость всего проекта реконструкции, который должен быть завершён в 2020 году, составляет 1,467 миллиарда рублей. То есть планы вполне серьёзные, назад дороги нет.

Резервный вариант?

Весной этого года на ВАСО началось изготовление первых деталей для опытного образца Ил-96-400М, тогда же был освобождён стапель для сборки его фюзеляжа, который до этого занимал фюзеляж недостроенного пятого Ил-96-400Т. Согласно контракту, изготовление опытного образца Ил-96-400М должно завершиться до конца 2019 года, а его предварительные лётные испытания должны быть проведены в период с ноября 2019-го по январь 2020-го. Сертификационные испытания лайнера должны завершиться к июню 2020 года выдачей дополнения к сертификату типа — одобрения главного изменения конструкции. Примерно в это же время пойдёт в серию и МС-21, в том числе и с новыми пермскими двигателями ПД-14. Таким образом, Ил-96-400М — откровенно резервный вариант.
Разумеется, приказывать «Аэрофлоту» покупать пусть и модернизированный Ил-96, но всё равно с четырьмя двигателями, никто не будет, наиболее вероятный потенциальный покупатель — специальный лётный отряд «Россия». Напомним, что руководство страны летает на полностью отечественных самолётах с пермскими двигателями, и никак иначе.

Однако кто сейчас может сказать, что будет с санкциями через три года? Американцы регулярно вводят новые ограничения, и конца-края этому не видно. Возможен и вариант введения моратория на продажу нам новых американских самолётов, авионики, авиадвигателей и прекращения обслуживания имеющихся самолётов американского производства. Точно так же, как это уже было с Ираном, например.

А так как и европейские самолёты, и новые российские содержат в себе долю американских комплектующих и технологий, то их покупка и введение в эксплуатацию также могут быть сопряжены с существенными трудностями и значительно затянуться во времени. Россия как раз и страхуется на этот пиковый случай, чтобы у нас были отработанные проекты в гражданском авиастроении, которые осуществляются без участия наших «зарубежных партнёров». От слова «совсем».

Тут уже не до экономической эффективности, речь идёт о стратегической безопасности страны. И пермский двигатель ПС-90, как опытный ветеран, всегда готов подстраховать новичка ПД-14, у которого ещё всё впереди.

Хотя ситуация меняется так быстро, в том числе и курс рубля, что Ил-96-400М уже может поспорить с «боингами» и «эрбасами», принадлежащими зарубежным авиакомпаниям. Они-то будут заправляться за валюту, а наши самолёты — за рубли. Конечно, на внутренних рейсах новый Ил всё равно не конкурент западным самолётам, пока они летают.
Но давайте лучше думать, что санкции в авиа­ции — это всего лишь страшный сон.

Текст: Алексей Клочихин

Фото: из открытых источников



Новости Mediametrics: