Сможет ли туризм привлечь инвестиции в Пермский край? | Брэнды | Туризм — Звезда

Начать с себя

2018 , 16:43

Внутренний туризм вновь стал обсуждаемой темой в кругах местной власти и бизнеса. С 24 по 27 июня в рамках реализации программы «Развитие туризма» Пермь посетили представители туристических компаний Китая. После передачи сферы туризма в ведение минкульта Пермского края возобновились дискуссии на тему идентификации региона и возможностей улучшить его имидж. Шаги на пути к цели уже предпринимаются.

В середине июня было объявлено о том, что Прикамье включено в федеральный проект «Императорский маршрут», который предлагает туристам побывать в местах, связанных с царской семьёй и её окружением. Туристическую привлекательность было решено во всех красках продемонстрировать китайским туроператорам, которые уже побывали в Хохловке и Кунгуре.
Однако на недавнем круглом столе, посвящённом развитию местного туризма, министр культуры Вячеслав Торчинский объявил, что власти после долгих лет обсуждения всё ещё стоят на «нулевой отметке», поэтому всю стратегию развития отрасли нужно формировать заново. Мы решили разобраться, действительно ли наш край может претендовать на звание туристического центра и что, по мнению экспертов, ему в этом может помешать.

Природные памятники

Чистые реки, скалы, легендарная Кунгурская ледяная пещера и другие природные памятники ежегодно привлекают множество местных туристов. Но из других регионов, а тем более из-за рубежа к нам стремится не так много гостей, как этого бы хотелось. Один из вариантов заманить к нам путешественников — организовать новые маршруты. Для этого был создан проект «Тур-перезагрузка. Предуралье», авторы которого сейчас занимаются оценкой готовности территорий к приему и обслуживанию людей. Так, в крае должны появиться пять новых маршрутов. Куратор проекта Ольга Будаева уже прописала несколько маршрутов в путеводителе «Верхнекамье». Это, например, двухдневный тур от Перми до Соликамска и Красновишерска с посещением Вишерского заповедника, маршрут по святым чердынским местам, архитектурное путешествие по Соликамску, Боровску, Березникам. Рассказать подробнее о новых объектах авторы собираются в сентябре.

Одной из основных проблем, связанных с отсутствием туристического потока, эксперты называют слабо развитую инфраструктуру, плохие дороги и некачественный транспорт. Эксперт экономического факультета ПГНИУ Матвей Оборин отмечает:

— Необходимо развивать такие маршруты, чтобы туристы присутствовали на нашей территории не три дня, а гораздо больше. Так появятся финансовые вливания. Длинные маршруты помогут получить инвестиции для развития инфраструктуры, с которой в регионе серьёзные проблемы. Но из-за некачественных дорог и транспорта многие туристы просто устанут во время путешествия, например, до северных территорий Прикамья. А когда доберутся, им, к сожалению, уже будет не интересно осматривать достопримечательности и слушать экскурсионные истории.

Санаторно-курортная сфера

Неплохо дела обстоят с местными санаториями и курортами, в регионе таковых 38. Многие из них обладают уникальными природными лечебными ресурсами. Ради отдыха здесь люди из других регионов и иностранцы приезжают, например, в Усть-Качку, Ключи или Демидково. Матвей Оборин рассказывает:

— Доля въездного туризма в край из других территорий с лечебно-оздоровительной целью составляет 50 процентов, а иногда и все 70 процентов. Вопрос в том, почему внутреннее потребление не очень высокое. Санаторно-курортные организации заполнены круглый год, причём в большей степени неместными гостями. Средняя заполняемость — от 55 до 60 процентов. Массовый поток мы наблюдаем в тёплые месяцы.

При этом выясняется, что в крае есть неиспользованные ресурсы, которые могли бы привлечь новых гостей. Матвей Оборин сравнивает Пермский край с Алтаем и Азербайджаном:

— Наш потенциал и природно-климатические условия не сильно отличаются от туристических территорий. Например, в районе Сивы у нас есть месторождение нафталана. Ради этого лечебного вещества на курорты Азербайджана едут со всего мира. А мы его никак не используем, даже не можем подробно его изучить. Плюс у нас открыты уникальные солёные озёра, подобные алтайским. Имеются и органические минеральные питьевые воды, типа «Нафтуси». Всё это – привлекательные точки для развития лечебно-оздоровительной сети. Они могут создать почву для развития сопутствующих отраслей. В любом случае мы должны брендировать нашу территорию по разным направлениям, но пока брендовая составляющая региона никак не представлена.

Открытие лечебных свойств нафталана в Азербайджане стало предпосылкой для строительства курорта Naftalan, единственного в Европе и во всем мире. Чтобы избавиться от самых разных недугов, люди со всего света едут на Алтай. Благодаря лечебной воде «Нафтуся» украинский город Трускавец приобрел славу курорта мирового масштаба. Получается, что подобными ресурсами обладаем и мы, но никак их не используем. Ведь нужны глубокие исследования, которые требуют финансов и заинтересованности властей.

Что может стать брендом региона?

Какие ассоциации наш регион вызывает у жителей других городов? Что вспоминают, услышав о Пермском крае? Может быть, имена таких людей, как Василий Татищев, Сергей Дягилев, Александр Строганов или Борис Пастернак? Социологическое агентство «СВОИ» сообщает, что первые места в ассоциациях российских жителей занимают «Реальные пацаны» и трагедии, которые «прославили» регион. Имена крупных исторических деятелей практически не были названы респондентами. Об этом представители агентства заявили на круг-лом столе, посвящённом туристической привлекательности региона. На том же мероприятии упоминали ещё несколько возможных брендов территории: новый зоопарк, геологический пермский период, пирожки с пистиками, звериный стиль, Кама, местные фестивали.

Относительно рентабельности последних министр культуры Вячеслав Торчинский выразил сомнение, отметив их убыточность. Так что развитие событийного туризма в крае сегодня под большим вопросом.

Событийный туризм

Когда-то на «Белые ночи» к нам приезжали звёзды мировой величины. Сейчас этого фестиваля больше нет. Иностранные артисты появлялись и на фестивале уличных театров PermInterFest, который каждый год радовал пермяков. Но в этом году впервые прошёл в Чайковском. Конечно, не каждый даже самый преданный зритель был готов к дороге из Перми в Чайковский.

Организатор Perm­Inter­Fest Борис Радостев рассказал, что планировал провести его в нескольких территориях и завершить в Перми, но обстоятельства не позволили.

— В России решает власть, быть или не быть тому или иному фестивалю, — говорит Борис Радостев. — У нас нет системы грантов, когда творческие сообщества конкурируют за право организации мероприятий. И это не способствует культурному развитию.

В конце июля в Хохловке пройдёт знаковый для Прикамья фестиваль KAMWA (0+), который ежегодно собирает около 13 тысяч гос-тей из разных городов. Только представьте, чего стоит организаторам этого мероприятия принять такое количество людей, учитывая сложности, связанные с инфраструктурой.

Кому это нужно?

Эксперт в сфере ритейла и ресторанного бизнеса Игорь Редозубов отмечает, что никто не хочет брать на себя ответственность за развитие сферы, отсюда и все проблемы.

— Вопрос: кому нужен внутренний туризм? Кто и зачем хочет его популяризировать? Пока не определились, кто является владельцем цели развития внутреннего туризма, никакого бизнеса не получится. Если это нужно государству, пусть оно решает, что может дать бизнесу. Получается замкнутый круг: турист не едет к нам, потому что у нас ничего нет, а бизнес не открывается, потому что нет туриста. Как только будет ясно, кто за эту цель хочет взяться, отвечать и платить, всё встанет на свои места. А сейчас это просто разговоры в пустоту. Кто сделал экономическую выкладку и понял, что внутренний туризм является лучшей отраслью для инвестирования? Здесь больше вопросов, чем ответов. Непроработанность стратегии, отсутствие финансовой модели, размытые цели, отсутствие держателей цели – всё это приводит к тому, что сейчас туризм пребывает в сфере непонятных разговоров.

Вторит ему Матвей Оборин:

— Все программы должны иметь финансово-экономическое обоснование, как любой другой бизнес-проект: сроки окупаемости, вовлечённые инвестиции и прочее. Должны быть разработанные, подверженные экспертизе и финансово-экономической целесообразности программы по туризму. Но, к сожалению, не все уровни региональной власти это понимают.

Кому же нужен местный туризм? Ответ прост: тем, кто здесь живёт. Даже в черте Перми мы видим множество заброшенных, неухоженных территорий, логи, которые могли бы стать парками, и пляжи с отсутствием туалетов. Чтобы край расцвёл, его для начала нужно избавить от мусора и благоустроить. Когда самим жителям станет комфортно в родном крае, тогда сюда потянутся и туристы.

Текст: Арина Тетерина
Фото: открытые источники



Новости Mediametrics: