Пермские бизнесмены объединяются для продвижения продукции и услуг на внутреннем рынке — Звезда

Знакомьтесь, пермское

2018 , 17:41

В рамках возрождённого зонтичного бренда «Покупай пермское» для членов Пермской торгово-промышленной палаты и участников проекта «Бизнес-ментор» прошел ознакомительно-дегустационный тур на предприятия Кунгурского района. Более 20 представителей компаний посетили агрофирму «Труд», мясоперерабатывающий завод «Телец», ферму Шатовых и производственные площадки фабрики «Пикон». Это первый опыт из цикла поездок на предприятия с целью многопланового развития пермского бизнеса.

«Знак качества 2.0»

Новая концепция регионального зонтичного бренда «Покупай пермское» разработана в начале 2018 года. На развитие проекта из бюджета Прикамья выделено 22,5 миллиона рублей. За время реализации проекта планируется привлечь около 450 пермских товаропроизводителей. По словам вице-президента Пермской торгово-промышленной палаты Елены Гилязовой, одного из авторов новой версии проекта, задача осталась прежней — поддержка пермских товаропроизводителей. Существенно изменились структура и подходы к реализации идеи.

Предпринимателям предложили три уровня участия: базовый, профессиональный и уникальный. На базовом уровне право размещать на своих товарах логотип зонтичного бренда, как и раньше, по желанию может получить любой производитель, работающий в Прикамье. Профессиональный уровень предъявляет более высокие требования к качеству товаров и услуг. В этой категории предприятия либо имеют авторитетное признание высокого качества продукции, либо готовы пройти необходимую экспертизу. Третий уровень программы объединит те бренды, которые уже сами способны продвигать Пермский край на внешних рынках в своей отрасли.

В рамках проекта также будет происходить дифференцирование компаний по виду деятельности. «Мы решили, что продвигать нужно продукцию не только продовольственную, — поясняет Елена Гилязова. — В сегменте B2C достаточно много пермской качественной продукции и услуг, которые достойны того, чтобы пермяки о них знали и любили и чтобы совместными усилиями мы продвигали их за пределы края». В настоящее время помимо сегмента продовольственных товаров фокус внимания организаторов проекта направлен на сегмент лёгкой промышленности, которая нуждается в поддерж­ке. Выделено десять предприятий, которые успешно работают в производстве товаров народного потребления, но продают их в основном за пределами Пермского края.

Но этим организаторы не ограничиваются. Новая концепция зонтичного бренда предполагает, что под крыло единого пермского бренда соберутся не только предприниматели, но и организации, работающие в области образования, здравоохранения, спорта, культуры, общественной жизни.

Гастротур в Кунгур

Вот эту идею и реализовали организаторы во время первой поездки предпринимателей в Кунгур. Среди участников были руководители компаний самых разных профилей и видов деятельности. Тем интереснее им было общаться друг с другом, обмениваться мнениями, делиться проблемами. У каждого была возможность рассказать о своих целях участия в проекте и особенностях бизнеса. Поэтому поездка получилась крайне насыщенной не только впечатлениями, но и новой информацией. Посещение производственных площадок компаний, которые уже завоевали авторитет в профессиональном сообществе, оказалось скорее интересным поводом для обсуждения сходных проблем пермского бизнеса.

Натурально — не значит ярко

Первым предприниматели посетили многоотраслевое предприятие — агрофирму «Труд». Это одно из немногих хозяйств в Пермском крае, которое освоило полный цикл производства — от зерна до молочной и мясной продукции. Хозяйство имеет пять заводов: комбинат по переработке молока, комбикормовое и рапсовое производство, завод по производству семян и племенной завод по разведению крупного рогатого скота чёрно-пёстрой породы. Как рассказал генеральный директор агрофирмы Юрий Юшков, ежедневно хозяйство производит 50 тонн молока. Объём надоев за 2017 год составил 15 тысяч тонн. В хозяйстве посчитали: если залить этот объём молока в железнодорожные цистерны, то получится шесть составов по 60 вагонов. Из собственного сырья хозяйство производит около 60 видов мясных и молочных товаров.

«В процессе производства продукции мы стремимся к тому, чтобы рука человеческая никогда не касалась продуктов питания на каждом этапе изготовления, — говорит Юрий Юшков. — Чистота — самое главное». То же самое касается процесса доения коров: поголовье общей численностью 2700 коров на фермах агрофирмы обслуживают всего два оператора.

Переработка молока и мяса для хозяйства — дополнительная нагрузка. По словам Юшкова, каждый должен заниматься своим делом. Но в условиях, когда молкомбинаты снижают закупочные цены, сокращают объёмы поставок сырья, своё производство позволяет агрофирме сохранять автономность.
Открытием для гостей хозяйства оказался внешний вид мясной продукции. Елена Гилязова обратила внимание участников тура на то, как выглядит натуральная колбаса. По её словам, современные потребители привык­ли к продуктам с красителями и добавками. Поэтому натуральные продукты на полках супермаркетов зачастую не выдерживают конкуренции.

Главное — сбыт

Обсуждение темы сбыта и продвижения натуральных фермерских продуктов на прилавки магазинов продолжилось на небольшом перерабатывающем производстве фермы Шатовых в селе Троицк. Хозяйка фермы Наталья Шатова рассказала, как развивалось хозяйство. Начали с 15 голов крупного рогатого скота. За несколько лет увеличили стадо до 70 голов. В 2017 году семья Шатовых получила грант, что позволило фермерам приобрести технику и скот. На ферме работают 14 человек. Ассортимент продукции — 26 наименований. Сыр с травами и пряностями, кефир, йогурт, творог из топлёного молока — всё это фермеры предложили гостям продегустировать.

По словам Натальи Шатовой, ферма испытывает трудности со сбытом своей продукции и продвижением. Но это вопрос компетенций, которые можно развивать. Главным фактором, влияющим на развитие фермы, по мнению Шатовой, является обилие на рынке нелегальной продукции. Для крупных игроков это незаметно, а для фермерского хозяйства встаёт серьёзная задача конкуренции со стихийной незаконной торговлей.

Подтверждение качества

Следующим производством, которое посетили участники гастротура, стал мясоперерабатывающий завод «Телец». Как пояснили организаторы, это пример компании профессионального уровня проекта «Покупай пермское». Завод уже имеет более 30 медалей разных лет за участие в международном конкурсе IFFA в Германии. Предприятие прошло сертификацию системы гигиенической безопасности продукции, основанной на принципах ХАССП и соответствии ГОСТ Р ИСО 22000-2007.

Поездка завершилась посещением производственных площадок кунгурской фабрики «Пикон». Здесь участники тура познакомились с несколькими направлениями работы предприятия: изготовление кондитерских изделий, хлеба и лимонада по традиционному рецепту. Дегустация кунгурских сладостей сопровождалась оживлённой дискуссией. Тема, как производителям, добившимся качества натуральных продуктов, выдержать конкуренцию с крупными торговыми сетями, взволновала многих участников экскурсии. Вопросов появилось больше, чем ответов.

От кого в первую очередь зависит продвижение пермских товаров – от качества работы производителей или от лояльности покупателей? По мнению Елены Гилязовой, усилий требуют оба направления:

— На самом деле у нас в регионе есть достаточно большое количество компаний, которые производят товары и услуги достойного качества не только на уровне Пермского края, но и России, а в ряде случаев и за её пределами. Но многим из них не хватает умения продвигать свой товар на рынок, обнаруживать и подчёркивать его конкурентные преимущества. Это отдельные знания и навыки, над которыми пермскому бизнесу необходимо работать. В этой связи у проекта «Покупай пермское» есть задача объединения предпринимателей, имеющих сходные проблемы, что позволит выйти на коллективное продвижение.

Если говорить о внутреннем рынке, одна из его болевых точек касается лояльности пермского потребителя к пермскому товаропроизводителю. Меня сильно расстраивает, когда я слышу огульную критику в адрес пермских товаров. Причём высказывается эта критика зачастую без анализа информации, без разумных доводов и аргументов. И что самое странное, без желания узнать, понять, разобраться. Я считаю, настало время прилагать усилия к тому, чтобы менять общественное сознание. Критика должна быть конструктивной. Хотелось бы найти такой подход, при котором пермским производителям и потребителям было бы интересно узнавать позитивные новости друг о друге.
Ещё одна характерная для Пермского края проблема, которую отмечают представители бизнеса в самых разных отраслях, — наличие конкуренции между добросовестными и недобросовестными предпринимателями.

Сегодня мы услышали об этой проблеме только от фермера, который говорит о том, что пермский продукт скомпрометирован огромным количеством подделок. Не имея качественного производства, недобросовестные предприниматели подделывают фермерские продукты. В результате у покупателя возникает недоверие, нелояльность к пермским товарам. С той же историей можно столкнуться не только на рынке продовольственных товаров, но и в других сегментах. Например, в сфере транспортных услуг. В результате ситуация, в которой работает добросовестный бизнес, усложняется тем, что контролирующие органы, искореняя различного рода нарушения, в первую очередь ужесточают меры контроля в отношении добросовестных предпринимателей.

Вот над этой актуальной темой тоже следует поработать на всех уровнях развития и поддержки бизнеса. И решение следует искать не в стандартном установлении всё новых регламентов. Потому что играть по правилам по-прежнему будут только добросовестные предприятия.

Текст:  Мария Трокай
Фото: Сергей Королёв



Новости Mediametrics: