Перевозчики Перми жалуются на убыточность действующего тарифа — Звезда

Перевозчики Перми жалуются на убыточность действующего тарифа

2018 , 12:46

Пермские перевозчики предлагают мэрии повысить тариф на проезд в общественном транспорте до 25-26 рублей, ссылаясь на инфляцию и невозможность обеспечивать безопасность поездок. Власти рассчитывают снизить аппетиты предпринимателей до 23 рублей — за счет реформы системы. Обсуждение актуальных вопросов состоялось на прошлой неделе на рабочем совещании по вопросам организации транспортного обслуживания населения Перми.

Всё растёт
Аргументы предпринимателей разумны: с момента последнего повышения тарифов в 2016 году существенно выросли цены на горюче-смазочные материалы и новые транспортные средства (и то и другое — в среднем на 30 процентов), а также затраты на оплату труда (на 25 процентов). Убытки, по словам представителей отрасли, покрываются за счет амортизационных отчислений, приобретения бывших в употреблении транспортных средств и других статей, связанных с нормальным функционированием автотранспортных предприятий. То есть, по сути, действующие тарифы не позволяют перевозчикам обеспечить должный уровень безопасности и качества обслуживания пассажиров. С учётом экономической целесообразности, дотаций и субсидий на перевозку льготных пассажиров минимальный тариф сегодня должен составлять 25–26 рублей, считают владельцы бизнеса. Сначала надо повысить качество и только потом — тарифы, возражают обыватели.

Кому выручку?
В свою очередь, администрация Перми совместно с депутатами городской думы продолжает обсуждать, что изменить в сфере пассажирских перевозок, чтобы соблюсти баланс интересов сторон. В частности, планируется оптимизировать маршрутную сеть, поменять систему контрактов и схему сбора выручки. Так, новым предметом контракта на торгах должен стать не маршрут (как сейчас), а километр автопробега. При этом выручка будет поступать в бюджет города, который уже сам будет расплачиваться с перевозчиком — и не за каждого перевезенного пассажира, а за пройденные километры с учётом коэффициента качества (включающим, к примеру, состояние автобуса и соблюдение расписания). Напомним, федеральный закон об организации пассажирских перевозок допускает, что выручка от продажи билетов может поступать как муниципалитету, так и перевозчикам. Сейчас в Перми работает второй вариант, но городской департамент финансов предложил рассмотреть оба подхода. Какой будет в итоге — пока обсуждается, но в предложенном варианте перевозчики усматривают ряд рисков для бизнеса, связанных с финансовой дисциплиной муниципалитета. Средства, считают они, будут перечисляться с задержками и нерегулярно (как это происходит с субсидиями за льготников), а это приведёт к вынужденным простоям подвижного состава: перевозчикам просто не хватит денег, чтобы его отремонтировать в случае поломки или даже заправить топливом. Есть также опасения, что кондукторы, которые, как предполагается, на первом этапе останутся работниками частных компаний, потеряют стимул к максимально полному сбору выручки.

Концепция развития транспортной отрасли рассчитана до 2023 года, и переход на новые схемы работы будет поэтапным.

Гложут сомнения
В мэрии возлагают большие надежды на реформы и предполагают, что конкуренция перевозчиков в ходе конкурсных процедур приведет к падению стартовых цен на 25 процентов. Однако сами перевозчики в этом сомневаются: общий объем транспортной работы, возможно, снизится за счет оптимизации маршрутов, но ее стоимость вряд ли изменится. Во-первых, цена контрактов будет зависеть от дополнительных требований, которые администрация может предъявить: например, подвижной состав только определенного класса. А во-вторых, уравниловка, в ходе которой будут разыгрывать контракты примерно одинаковой прибыльности, приведет к тому, что у игроков не будет стимула бороться за те маршруты, на которых сегодня они получают сверхприбыли.

Что касается стоимости проезда, чиновники планируют остановиться на планке в 23 рубля. До конца года будет сделан анализ работы отрасли и подготовлено финансово-экономическое обоснование тарифа.

Текст:  Яна Шалюк
Фото:  Владимир Бикмаев



Новости Mediametrics: