На мели

16 мая, 10:48

Мягко говоря, скромно началась навигация в Пермском крае. Куда ей до былого величия труженицы Камы. На других реках — где лучше, где хуже, однако картина упадка судоходства — общая.

Взять хотя бы круизы на специально строившихся за рубежом — в ГДР, Чехословакии, Венгрии — судах. Водный туризм пользовался огромной популярностью, поскольку профсоюзные путевки реализовывались гораздо дешевле реальной стоимости — всего за 30 процентов, а то и за 10 процентов от таковой. Иностранцы платили по полной и в валюте, но их привлекала местная экзотика, а также приемлемый уровень сервиса и отличная кухня — европейская и народов СССР.

Распад СССР, приватизация флота и портовых сооружений, зарубежная конкуренция подорвали отрасль. В 1980 году по рекам перемещались 103 миллиона пассажиров, в 2017-м — в 11 раз меньше. О грузоперевозках и говорить не приходится. Отрицательно сказались разорение многих компаний, включая Камское речное пароходство, износ судов (вспомните трагедию «Булгарии» – спаслись только 79 человек из 201). В целом отечественный пассажирский флот устарел и технически, и морально. Особенно это касается двух-трёхпалубных теплоходов, возраст которых — от 50 лет и более. Их обновление в основном ограничивается косметической отделкой кают и салонов. Флот на грани выживания, он ежегодно сокращается на 10 процентов.

«Булгария», поднятая после катастрофы

Пассажиры курсирующих вдоль Перми прогулочных теплоходов видят сиротливо поникшие портовые краны. Грузить-то практически нечего. Небезопасны и портовые причалы. Они запредельно изношены и не соответствуют современным техническим требованиям.

Для сравнения: в Китае, где протяженность рек сопоставима с российской, грузооборот по водным путям в 12 раз больше; Россия отстает и от тех стран, где протяженность рек меньше, — Германии, Франции, Нидерландов.

Надежды на новый подъём подаёт изменившаяся в последнее время ситуация. Из-за санкций, инфляции и ещё ряда причин возросла востребованность внутренних маршрутов, круизов по рекам и озерам РФ.
Планируется строительство до трёх новых отечественных круизных судов класса «река-море» повышенной комфортабельности, с малой осадкой, вместимостью около 300 пассажиров. Его инициатором выступает Правительство РФ.

Напомним, несколько лет назад выдвигались куда как более масштабные планы, в том числе весной 2011 года на совещании у тогдашнего премьер-министра Владимира Путина «О проблемах транспортного комплекса Российской Федерации». Тогда же стартовала благополучно проваленная четырёхлетняя программа возрождения речного флота, предусматривавшая строительство 260 грузовых и 15 круизных судов.

Опять-таки сравните: у нас лайнер строится свыше трёх лет, стоит около 2,5 миллиарда рублей, окупается лет за 20. Поэтому сомнительно, чтобы заказы подобного рода оказались посильны российским частным компаниям. На голландской верфи De Hoop подобные суда поточно производятся менее чем за год. Так, речное круизное судно Amadeus Silver III спустили на воду через 7 месяцев после закладки.

Впрочем, Перми это уже не касается. Некогда славный судозавод «Кама» полностью обанкрочен. Мощности его либо распродаются, либо режутся на металл; площадка рассматривается под жилищную застройку.

Ещё одна проблема: Правительство РФ предлагает существенные скидки и преференции при договоренностях с лизинговыми компаниями. Между тем последних не устраивают данные предложения. Операторы тоже недовольны. Ведь лизинг финансируется максимум 15 лет, в то время как операторам необходимо иметь возможность лизинга примерно на 30 лет. Пока Россия не ставит производство судов на поток, их расчётная себестоимость слишком высока.

Плохо учтена в правительственных расчётах мировая конъюнктура. Достаточно ей немного измениться, как отрасль окажется малоконкурентоспособной. К примеру, снизится курс ведущих валют по отношению к рублю, предложат более привлекательные условия зарубежные туроператоры.

То же самое, когда речь идёт о проектах регионального уровня. В частности, касающихся восстановления водного туристического маршрута по Каме от Перми до Усолья и Чердыни. Глава Чердынского района Андрей Ламанов сетует: река Колва обмелела настолько, что перестала быть судоходной. Всё из-за прекращения работ по дноуглублению. Вдобавок, хотя местные красоты очень популярны, многим пяти-шестичасовой путь из Перми на автомобиле или автобусе кажется утомительным.

С чем отсутствует проблема, так это с кадрами для отрасли. В Перми имеется возникший на базе Пермского речного училища филиал Волжского госуниверситета водного транспорта (ПФ ВГУВТ), готовящий высококвалифицированных судоводителей, механиков, специалистов по перевозкам и сервису. Все очень востребованы. Увы, материально-техническая база учебного заведения устаревает. Ветшает здание. Курсантам перестали выдавать обмундирование, кормят только плавсостав. Пояса предстоит затягивать и впредь. Бюджет отечественного флотского образования сильно урезан.

Конечно, плавания позволят восполнить пробелы в обучении.
— В камских водах работы мало, да и заработки тут низкие. Поэтому планирую податься на Азовское или Чёрное море. Обидно за малую родину! — говорит выпускник ПФ ВГУВТ этого года Влад Бабинов.

Значит, отрасли необходима комплексная поддержка со стороны государства: широкомасштабное строительство судов, модернизация портов, вложения в кадры, субсидирование доступности круизного туризма для россиян, дотации на ГСМ — соответствующая целенаправленная и долгосрочная политика.

Тем временем
Близится сезон отпусков и каникул, но… Почти анекдотичное, но точно отражающее сегодняшние реалии: собрался было наш земляк съездить отдохнуть, но заглянул в свой кошелёк и понял, что не устал. О том же и Пермьстат: каждый третий житель Прикамья не ездит на отдых из-за нехватки свободных средств. О том же говорят результаты опроса: в туристические и экскурсионные поездки ежегодно отправляются только 19,1 процента жителей Прикамья.

В основном путешествуют молодежь и люди среднего возраста. Туристы-пенсионеры встречаются в два раза реже: только 11,1 процента. Из остальных большинство «пашут» в садах-огородах. Основной причиной отказа от туризма и экскурсий 45,2 процента опрошенных назвали нехватку денег, уходящих в основном на коммуналку и «насущный хлеб». Еще 26,5 процента не позволяют семейные обстоятельства. Около 15,7 процента жителей края предпочитают отдых на дачах и в деревнях у родственников и друзей. 8 процентам не позволяет здоровье. И лишь 4,6 процента заявили: никуда не ездят, потому что им это неинтересно.

Текст:  Аркадий Константинов
Рисунок:  Дмитрий Кононов
Фото: из свободных источников

Оформить подписку на e-mail