Из-за вынужденного снижения цен на молочное сырье пермские хозяйства несут серьезные убытки — Звезда

Молочный демпинг

2018 , 11:38

Серьезное влияние на отечественный молочный рынок — на динамику цен на сырье и готовую продукцию, — как ни странно, во многом оказало решение Минсельхозпрода Белоруссии в январе 2018 года снизить минимальные рекомендуемые экспортные цены на ключевые виды молочной продукции. Это послужило острым сигналом для российских сельхозпроизводителей о необходимости работать над себестоимостью.

В 2016–2017 годах в России была достаточно высокая цена на сырое молоко. А в конце прошлого года началось ее снижение, в том числе и в Пермском крае. Поэтому сейчас нельзя сказать, что цена на молоко от прикамских производителей конкурентоспособна с ценой не только поставщиков из братской Белоруссии, но и коллег из более благополучных соседних регионов. О сложившейся ситуации в молочной отрасли края наш корреспондент побеседовал с председателем Ассоциации молочников Прикамья Николаем Капустиным.

Субсидий недостаточно
— Закупочная цена на сырье упала с 24 до 21 рубля, а себестоимость в среднем по краю держится в районе 22–23 рублей. Как видно, получается своеобразная ценовая вилка, в результате которой доходность от производства молока для сельхозпроизводителей сводится почти к нулю, — рассказывает Николай Павлович. — А ведь это основной источник дохода пермских хозяйств — как минимум 70 процентов дает молоко! А уже потом — мясо, зерно или картофель…

— Но ведь есть субсидии из краевого бюджета на поддержку отрасли, в частности на повышение продуктивности молока? Финансирование в нынешнем году будет увеличено на 122 миллиона рублей, и сельхозпредприятия края получат, по самым скромным подсчетам, около полумиллиарда рублей. Разве это мало?

— С 2018 года введена твердая ставка в размере 1 рубля 46 копеек за один килограмм реализованного или отгруженного на собственную переработку молока. Данная субсидия направлена на увеличение молочной продуктивности, однако при данных закупочных ценах она не перекрывает убытки сельхозпроизводителей — выпадающий доход она возместить не сможет. Хорошо ещё, что с подачи местных властей 90 процентов объема субсидий селяне получат уже этой весной, а не в течение всего года. Это, без сомнения, будет неплохим подспорьем для производителей и позволит им подготовиться к весенним полевым работам.

Зарплата сельского труженика — святое!

— По вашим прогнозам, какие убытки понесут пермские хозяйства?

— Мы подсчитали, что если закупочная цена на молоко падает хотя бы на рубль, то при нынешнем объеме производства в 1000 тонн молока сельхозпроизводители Прикамья будут терять 1 миллион рублей в день.

— 365 миллионов рублей в год?!

— Это когда речь идет об одном рубле, а цена упала почти на четыре! Вот и считайте — больше 1 миллиарда рублей потерь, которые хозяйства Прикамья возместить никак не смогут.

— Получается, это переработчики вынуждают производителей молока снижать цену на сырье?

— Надо понимать, что в условиях рыночной экономики производитель и переработчик находятся в одной лодке. Если переработчик сделал продукцию и по каким-то причинам не может ее продать, то он, конечно, сразу снижает цену на сырье. Это вполне логичная реальность. Но парадокс в другом! Вот пермский переработчик снизил закупочную цену на сырье на 4 рубля, а на магазинном прилавке цена на готовую продукцию осталась практически без изменений. Спрашивается, куда делись эти 4 рубля из цепочки — где-то ведь они всё равно должны осесть, не могут же пропасть бесследно?

— А на самом деле — где?

— Вот и получается, что они лежат на складах в виде готовой продукции или в кармане или обороте переработчика. Если бы сельхозпроизводитель знал, что эти четыре рубля остались в кармане у простого покупателя, было б не так обидно. А этого нет, и розничные цены, бывает, даже растут.

— Куда же бедному крестьянину податься? Получается, что в данной ситуации селянин — единственный пострадавший?

— В том-то и дело! И приходится ему, как говорится, крутиться и изворачиваться. Какой у него выход? Безусловно, в первую очередь он станет снижать себестоимость производства сырья. А дело это, надо отметить, тонкое. Вариантов для маневра у сельхозпроизводителя, прямо скажем, негусто. За счет экономии на электроэнергии, горюче-смазочных материалах не получится — цены на эти услуги и так растут день ото дня. Ну не будет он включать лампочки — разве это много даст? За счет запчастей и ремонта техники — та же история… Между прочим, себестоимость молока в основном как раз и растет за счет этих показателей.

— Николай Павлович, тут у производителя может возникнуть соблазн справиться с проблемами за счет работников сельхозпредприятий. Снизят, к примеру, зарплату — и жалуйся куда хочешь! Дескать, кризис, и всё!

— Зарплата у жителей села и так, как говорится, ниже некуда. И плох тот хозяин, который будет экономить на своих работниках! Грамотный руководитель понимает: нельзя трогать святая святых. Вот и получается, что остается только экономия за счет кормов. Производитель будет закупать те, что похуже, подешевле, откажется от нормальных сбалансированных кормов. Кроме этого, нехватка оборотных средств повлияет на качество их заготовки на собственных угодьях — меньше людей и техники выйдет на поля, сократятся площади уборки. Безусловно, экономия на кормах потянет за собой снижение надоев. Ведь если животное не получает в свой рацион сбалансированные корма, то сверх того, что физически может, оно молока не даст. И агитировать пострадать за родное предприятие, призывать к подвигам буренку, сами понимаете, бесполезно…

Запас прочности

— Пермские сельхозпроизводители не готовы к таким потрясениям на молочном рынке?

— Конечно, в первую очередь от такой ситуации будут страдать средние и мелкие хозяйства. Крупные производители трудностей тоже не избегут, однако у них все-таки есть некоторый запас прочности, оборотные средства на «черный день». Ну не купят они новую технику в текущем году, не отремонтируют автопарк и производственные мощности, но полгода продержатся почти гарантированно. А вот остальным, похоже, придется туго: будут буксовать и с ремонтом, и обеспечением процесса заготовки кормов. До лета запаса еще хватит, а вот покупные корма такие хозяйства, боюсь, уже не потянут…

— А почему именно полгода?

— Полагаю, если меры по поддержке отечественного и, конечно, прикамского производителя будут приняты, то ситуация сама собой разрешится за 5–6 месяцев — именно на этот срок на складах и в магазинах хватит продуктов, которые зашли в Россию из-за рубежа и, соответственно, в Прикамье из соседних регионов.

— Какие пути выхода из создавшегося положения вы предлагаете как председатель Ассоциации молочников края?

— Во-первых, нужно исключить из товарооборота некачественную и фальсифицированную продукцию. К примеру, мы сейчас работаем над тем, чтобы в детские сады и школы попадало только натуральное цельное молоко. Сейчас ведь как? Для образовательных учреждений молочная продукция закупается только на конкурсной основе, где в приоритете всегда будет всё самое дешевое. А этот критерий, как сами понимаете, далеко не всегда согласуется с качеством. Кстати, считаю, что и на прилавках наших магазинов как минимум 60–65 процентов молочной продукции должны быть нашей — пермской.

— А как же здоровая конкуренция?

— Понимаете, тут ситуацию можно сравнить с пресловутыми «ножками Буша». Закупая их в 90-е годы в бесчисленных количествах в США, мы тем самым непатриотично поддерживали американского фермера и заодно гнобили собственного производителя. Так и здесь, закупая недостающий молочный продукт за пределами Прикамья, мы поднимаем чужую территорию в ущерб своей малой родине.
Пермский край, кстати, только на 73 процента обеспечивает себя собственной молочной продукцией. Да и в целом по России потребитель недополучает 8 миллионов тонн молока в год. И перед правительством поставлена задача — в ближайшее время устранить этот дефицит. А кто эту нишу займет — мы, наши соседи, иностранцы, — тот и будет в выигрыше. Ведь магазинам в принципе всё равно, откуда завозить молоко, — хоть с Луны. Поэтому наша цель, считаю, всецело поддерживать прикамскую деревню, наших селян, собственных сельхозпроизводителей, которые действительно производят высококачественную молочную продукцию.

Текст:  Максим Шардаков
Фото:  Владимир Бикмаев



Новости Mediametrics: