Полёт на ручном управлении

16 мая, 09:42

В прошлый четверг на заседании краевого правительства обсуждалась работа нового терминала аэропорта Большое Савино. Министр транспорта Николай Уханов охотно рассказывал о достижениях, ведь за четыре месяца этого года пассажиропоток по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос почти на 19 процентов, а если взять международное направление, то на 84,2 процента.

Хорошую статистику портят жалобы на отсутствие авиабилетов по субсидируемым из бюджета направлениям и на очереди при прохождении пограничного контроля на международных рейсах. Однако имеющиеся недостатки с лихвой перекрываются бравурными телесюжетами. Так, совсем недавно в федеральных «Вестях» показали 25-минутный фильм «Счастье не за горами», где знакомство с Пермью начинается с нового терминала аэропорта, из которого, по словам корреспондента, можно легко улететь в Турцию, Великобританию и Грецию. Но турецким направлением уже второй год никого не удивишь. В лондонский Хитроу из Перми никогда не летали. А рейсы на греческий Родос были прекращены из-за низкой заполняемости бортов ещё прошлым летом.

Ярмарка проектов
Путь к новому терминалу был долгим и тернистым. И начал его в 2005 году губернатор Олег Чиркунов, которому всегда было стыдно перед гостями региона за такой аэропорт-сарай. Почти пятилетка ушла на перевод аэропорта из федеральной собственности в региональную, а потом начался поиск проектов и партнёров под строительство нового здания.

В 2010 году краевые власти планировали клонировать аэропорт Эйндховена (Нидерланды). Тогда архитекторы голландского бюро КСАР обозначили, что стоить он будет около 20 миллионов евро, построен будет к 2015-му, а к 2032-му увеличит пассажиропоток с полутора до пяти миллионов человек в год. Следом появился испанский архитектор Рикардо Бофилл, который когда-то проектировал аэропорт Барселоны. Строительство терминала «под ключ» оценивалось им уже в 54 миллиона евро. С высоты птичьего полёта новый аэропорт выглядел бы как заглавная греческая буква «дельта». Было выбрано и название — аэропорт «Сергей Дягилев».

Доподлинно неизвестно, сколько бы ещё проектов было рассмотрено. Ведь мастерская Рикардо Бофилла презентовала свой проект Олегу Чиркунову в апреле 2012 года, а уже в мае у Пермского края появился другой губернатор — Виктор Басаргин.
Поскольку он был близок к олигарху Виктору Вексельбергу, то попытался подарить пермский аэропорт фирме «Кольцово-инвест», которая принадлежит Вексельбергу и владеет аэропортом в Екатеринбурге. Однако соглашение между краевым правительством, пермским аэропортом и компанией «Кольцово-инвест» было оспорено антимонопольной службой. А депутаты краевого парламента в сентябре 2013 года сорвали пленарное заседание, где планировалось утвердить эту «подарочную схему».

Мишень для критики
К появлению нового губернатора Максима Решетникова многие стратегические вопросы по аэропорту были давно закрыты. Ведь депутаты не отдали объект даром, потому что это устойчивый бизнес с прибылью более 100 миллионов рублей в год. Не имели желания ни отдавать его, ни продавать именно структурам Виктора Вексельберга из-за боязни, что пермский аэропорт превратится в «аэропорт подлёта» для екатеринбургского Кольцово. В результате право строить новый терминал ушло на торги. Их победителем в 2015 году стала одна из структур федерального холдинга «Новапорт», получившая действующий бизнес в пользование, обязавшаяся построить новый терминал за два года и выкупить у региона 75 процентов акций аэропорта за 1,5 миллиарда рублей. С окончательным расчётом до 1 декабря 2017 года.

Терминал был построен в срок. Но это лишь на первый взгляд новый губернатор пришёл сюда на всё готовое — зарабатывать очки на разрезании ленточек. Ведь участие в торжественном открытии аэропорта вряд ли принесло Максиму Решетникову вагон позитива — скорее, превратило его в очередную мишень для критики. Новый терминал — совсем не то, что презентовалось пермякам. Обещанных телетрапов нет, пассажиров по старинке возят к самолётам на автобусах. В связи с этим возникает вопрос: зачем было строить новый терминал, если можно было за символические деньги купить стоящую рядом двухэтажную «стекляшку» — пустующее здание обанкротившегося автомобильного центра — и возить пассажиров к самолётам оттуда?

Много критики вызывает парковочная система. Ну и вишенка на торте — недавно реконструированная магистраль шоссе Космонавтов, по которой люди добираются до аэропорта. Из-за крутых поворотов трасса вызывает множество нареканий. На её «спрямление» сегодня требуется более 400 миллионов рублей.

Забытый миллиард
Проблем с новым терминалом много. И на заседании правительства губернатору пришлось постараться, чтобы вычленить успехи и достижения. Что за 4 месяца этого года аэропорт перевёз уже более 400 тысяч человек. Поскольку теперь введён в эксплуатацию новый терминал, то его возможностями надо пользоваться. Поэтому появятся новые международные направления — Алания, Батуми, Душанбе, Бишкек и Ереван, а на внутренних — Когалым и Калининград. Кроме того, на этот год из регионального бюджета выделено 87 миллионов рублей на субсидирование восьми маршрутов. Идёт работа над совершенствованием инфраструктуры: установлены дополнительные паркоматы, появилась ясность по телетрапам, которые будут установлены к началу будущего года, а пока их нет — закуплены три новых автобуса и два самоходных трапа.

Ещё одной хорошей новостью стало сообщение, что уже к середине июня на новом терминале появится название аэропорта — Большое Савино. Это то, за что голосовали пермяки на портале «Управляем вместе». Однако как бы ни назвали аэропорт и куда бы он ни переехал, люди и традиции остаются теми же. Губернатор был вынужден признать, что в отношении международных рейсов (а их начали принимать в новом терминале с 30 апреля) есть вопросы. Это поголовный досмотр всех прибывших пассажиров в «зелёном коридоре». И это именно то, за что пермяки так не любят свой аэропорт. Потому что данная процедура — пограничный и таможенный контроль — в нашем аэропорту занимает по полтора-два часа, накапливая в людях усталость и раздражение.

Максим Геннадьевич признался, что провёл переговоры с пограничниками, но ведь каждый раз не будешь управлять всеми и следить за уровнем сервиса в ручном режиме. Нужно саморегулирование, внимательный персонал и качественная инфраструктура. Иначе пассажиры опять проигнорируют вполне привлекательные рейсы, как это уже было с Франкфуртом, Прагой, Салониками и Барселоной. Не помешало бы довести до ума и шоссе Космонавтов. И не только в части «спрямления» магистрали. Понятно, что губернатору жалко 160 миллионов рублей на ещё одну развязку перед аэропортом, но давайте вспомним, что из денег от продажи акций аэропорта в краевой бюджет поступило всего 250 миллионов рублей. Да и то в 2016 году. Остальные деньги (1 миллиард 250 миллионов рублей) ушли на счета Корпорации развития Пермского края и кормят тамошний менеджмент. Хотя прежний губернатор публично обещал перечислить в бюджет всю сумму сделки до копейки.

Текст:  Евгений Плотников
Фото:  Владимир Бикмаев, Замир Усманов

Оформить подписку на e-mail