Государство заплатит за разработку в Перми тяжелого двигателя ПД-35 десятки млрд рублей — Звезда

Деньги пошли

17 января 2018 , 13:46

Тяжёлый двигатель ПД-35, который ещё только предстоит разработать пермскому «ОДК-Авиадвигатель», уже стал одним из крупнейших инвестиционных проектов Пермского края. 10 января на сайте госзакупок (zakupki.gov.ru) появилась информация о покупке у единственного поставщика, которым является пермское КБ, услуг по выполнению НИОКР под шифром «ПД-35-1-Авиадвигатель» стоимостью в 64 миллиарда 300 миллионов рублей. Заказчиком является Объединённая двигателестроительная корпорация* (ОДК), срок действия договора — с 25 декабря 2017 года по 5 декабря 2023 года. Деньги на самый амбициозный проект российского авиапрома за всю постсоветскую историю уже пошли.

Как следует из опубликованной документации, в 2018 году проект тяжёлого двигателя будет финансироваться правительством РФ в размере 1,8 миллиарда рублей, а в последующем объём инвестиций будет распределяться между государством и ОДК в определённых долях. Что принципиального значения не имеет, поскольку ОДК — государственная корпорация, объединяющая более 80 процентов активов всего российского авиадвигателестроения, входящая в ещё более грандиозный Ростех. В целом стоимость проекта ПД-35 оценивается в 180 миллиардов рублей, а источники финансирования называются разные, но вполне реальные. Больше года назад, в декабре 2016-го, сообщалось, что частично разработку двигателя профинансирует «Роснефтегаз». Ну а в дальнейшем гарантии выделения необходимых средств на несколько лет вперёд неоднократно давались на самом высоком уровне — президентом страны Владимиром Путиным.

Шесть лет на разработку двигателя большой тяги, который должен стать родоначальником целого семейства с максимальной тягой до 50 тонн, — это очень напряжённый, но более реальный срок, чем цифры, называвшиеся ранее. Учитывая, что одновременно началась разработка российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта CR 929 (название содержит заглавные буквы стран — участниц проекта), поначалу в СМИ мелькали совершенно фантастические сроки о начале испытаний ПД-35 в 2020 году. Мечтать, конечно, не вредно, но вся практика мирового авиастроения говорит о том, что двигатель сложнее самолёта и разница в сроках их разработки может достигать двух раз. По словам генерального конструктора «Авиадвигателя»** Александра Иноземцева, ПД-35 должен быть испытан и сертифицирован к 2025 году, что тоже выглядит несколько проблематично — посмотрите хотя бы на то, как долго испытывается ПД-14. Но в целом это информационное «подхлёстывание лошадей» хорошо передаёт актуальность разработки отечественного тяжёлого двигателя, с которым Россия запоздала лет на 30 (двигатели аналогичной тяги появились на Западе в середине 90-х годов).

Однако больше всего отечественных разработчиков подгоняют, разумеется, международные обязательства, поскольку министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров при подписании договора по CR 929, как сообщается, убедительно просил китайцев отказаться от намерения оснащать российско-китайские широкофюзеляжники двигателями британской компании «Роллс-Ройс». Мол, самолёт-то мы сделаем, а с двигателями «по техническим причинам» вдруг начнутся проволочки, задержки с поставками и так далее, вплоть до санкций. Китайские товарищи подумали и с этими доводами вроде бы согласились, так что теперь обеспечить совместный CR 929 российским движком — дело чести. Исходя из этого, понятно, почему политики и топ-менеджеры в различных интервью по российско-китайскому широкофюзеляжнику всё время укорачивают сроки, а технари аккуратно удлиняют. Тем более что в документации ОДК отмечается необходимость учёта в концепции сертификации ПД-35 не только российских, но и китайских авиационных правил. Так что пока наиболее реальным представляется срок начала испытаний отдельных узлов ПД-35 с 2022 года, а сертификации — к 2027 году. Что будет на самом деле — увидим, но в любом случае Россия ввязалась в драку и пермский «Авиадвигатель» с «Пермскими моторами»*** становятся участниками конкуренции мирового масштаба.


* АО «Объединённая двигателестроительная корпорация» (входит в госкорпорацию «Ростех») — интегрированная структура, специализирующаяся на разработке, серийном изготовлении и сервисном обслуживании двигателей для военной и гражданской авиации, космических программ и военно-морского флота, а также нефтегазовой промышленности и энергетики. Одно из приоритетных направлений деятельности ОДК — реализация комплексных программ развития предприятий отрасли с внедрением новых технологий, соответствующих международным стандартам.
** АО «ОДК — Авиадвигатель» (входит в состав ОДК) — российское конструкторское бюро по разработке газотурбинных двигателей авиационного и промышленного назначения.
*** АО «ОДК — Пермские моторы» (входит в состав ОДК) — серийный производитель авиадвигателей, промышленных газотурбинных установок для электростанций и транспортировки газа.

Текст: Алексей Клочихин
Фото: avid.ru



Новости Mediametrics:

Полный текст читайте в свежем номере газеты «Звезда»