«Сюрреализм – это Я»: многое на новой выставке Дали в Перми ценители еще не видели
В Центральном городском выставочном зале открыт художественный проект «Сюрреализм – это Я» (16+), на котором представлено около ста работ одного из великих художников XX века – Сальвадора Дали (1904–1989).
В аудиториях экспозиции объединены его графика, объекты, скульптурные формы и фото из собрания петербургского коллекционера Павла Башмакова, представленные галереей PS Gallery, и популярный мультимедийный формат «ожившие полотна».
Чего итальянцы не оценили
Шедевры Дали в Перми видят не впервые: это третья выставка за десять лет. Однако столь велико наследие классика, в том числе и та его часть, которая имеется сегодня в России, что вниманию пермяков сегодня снова предложены подлинники, которых на Западном Урале в прошлые разы не видели.
Здесь офорты к «Фаусту» И. В. Гёте, «Божественной комедии», «Дон Кихоту», «Посвящение Леонардо да Винчи», «Бестиарий Лафонтена», «Озорные сны Пантагрюэля», «Воспоминания Казановы», «Наука любви. Овидий» и последняя серия мастера – «Капричос Гойи от Сальвадора Дали», создававшаяся в конце семидесятых. После ее завершения в доме художника случился пожар, и более он уже ни над чем не работал…
Каждая серия Дали – не только коллекция шедевров графики, пример новаторства и неповторимого авторского подхода, но и целая история. Мало кто знает, но изначально запрос на иллюстрации «Божественной комедии» Данте Сальвадор Дали получил от итальянского правительства. Однако, узнав о том, что национальное достояние проиллюстрирует испанец, общественность Италии поднялась с протестом, и заказ был отменен.
Однако Дали, с детства плененный классикой Данте, не остановил работы – и она продолжалась около десяти лет, в течение которых художник создал около 3500 досок, производящих необыкновенное впечатление.
Многие циклы предназначены для публики от шестнадцати лет. Так, похождения легендарного дамского угодника – «Воспоминания Казановы» – Дали, чтобы вскрыть подсознательную сторону любовных игр, выполнял в довольно откровенной манере.
Много фантазии было вложено и в серию «Наука любви. Овидий». Каждая работа – своего рода свидетельство подглядывания за женским телом и… женскими мыслями. В итоге зритель видит воздушность красочных переходов, богатство тонов, мастерское построение формы и пространства, достигаемое цветом.
А тут еще работы цикла «Песнь песней царя Соломона», уникального, поскольку их в самой Испании, скорее всего, не осталось! И это не всё. Еще более уникальны три сюрреалистичных скульптуры из стекла: «Гитара», «Цветок зла» и «Божественная длань», – две из которых Павел Башмаков приобрел во Франции всего-то несколько месяцев назад, и вот пермяки видят их первыми в России.
По словам коллекционера, в середине шестидесятых годов Дали познакомился с господином Жаном Домом, представителем династии хозяев мастерской «Кристалерия Дом». Он посвятил художника в нюансы техники «пате де вер» – когда стекло не выдувают, а закладывают крошки стекла в формы и запекают при высоких температурах.
Итогом такого содружества стали 24 стеклянных объекта, из которых пятнадцать сегодня находятся в коллекции петербуржца Башмакова.
Новые пространства
Коллекция графики и скульптуры Дали, сегодня крупнейшая в России, начала формироваться у Башмакова десять лет назад. По словам коллекционера, случайно.
– По оказии мне удалось купить цикл «Божественная комедия», после чего я начал погружаться в творчество Дали глубоко, – рассказывает Павел Анатольевич. – Остаться безучастным к сюрреализму практически невозможно. Если вы разрешите себе на пару часов оставить привычную реальность за стенами выставочного зала, то мастерство художника увлечет вашу фантазию в иные, новые пространства, с особенной геометрией, наполненные к тому же образами из сновидений. Конечно, то, что выходило из подсознательного у Сальвадора Дали, в чем-то, может, и шокирует, но этот шок ведет к познаниям, – рассказал коллекционер.
Историк по образованию, он относится к тому типу коллекционеров, которые не держат свои сокровища под спудом, а дают возможность самой широкой аудитории ознакомиться с искусством.
– Как-то студенты спросили Дали на лекции: как понять ваше творчество? Тот сказал: «Не надо понимать Сальвадора Дали. Ведь Сальвадор Дали сам не понимает Сальвадора Дали». Это, конечно, игра слов, – рассказывает гость Перми. – Но в целом он имел в виду, что не стоит стремиться любить или обязательно понимать. Главное – ощущать.
Ему бы это понравилось!
А в одном из залов ЦВЗ мир Дали обретает плоть! Тут не обошлось без помощи высоких технологий, с помощью которых воссоздается процесс генерации идей сюрреалиста номер один. Получается эффект погружения в поток воображения художника, или, как выражаются организаторы, Dali experience («далинианский опыт, впечатление» – рус.), «Живые сны Дали».
Образы картин и графики художника оживают и буквально обступают зрителя. Но находиться там долго, пожалуй, небезопасно: начинается головокружение и чувствуешь себя не совсем в своем уме… Хотя Дали такое бы точно понравилось!
– Великий Сальвадор сам говорил о том, что большая часть сюжетов приходит к нему из сновидений. Он старался высвобождать свое подсознательное, чтобы оттуда черпать вдохновение. И мы считаем, что залезли в голову Дали, – объясняет Павел Башмаков.
Выставка на Комсомольском проспекте, 10, открыта до 30 мая. А Башмаков уже готовится осенью представить пермякам «Шедевры Парижской школы».
Маргарита Неугодова
info@zwezda.su
На правах рекламы