В Перми фестиваль аутентичной музыки приглашает меломанов ко двору Людовика XIV — Звезда

В Перми фестиваль аутентичной музыки приглашает меломанов ко двору Людовика XIV

26 марта 2021 , 15:03

В рамках третьего дня I фестиваля аутентичной музыки в Органном концертном зале Пермской филармонии 26 марта 2021 года состоится вечер исполнителей из Санкт-Петербурга (12+).

Начало – в 19-00. Театр исторического танца «Малый Трианон», Российский ансамбль старинной музыки и органист Даниэль Зарецкий подарят публике необычное музыкальное представление под названием «Король танцует».

Время правления Людовика XIV стало важнейшим в истории развития хореографии и настоящим «празднеством» французской музыки и танца, а эпоха барокко по праву считается «золотым веком» танцевальной музыки.

Краевая филармония сотрудничает со многими профессиональными коллективами и в этот раз решила познакомить пермскую публику с «Малым Трианоном» – театром исторического танца, работающим в эстетике барокко и рококо: грациозные дамы в роскошных ярких костюмах и париках, галантные кавалеры, волшебные звуки барочной музыки и прекрасное пение.

Программа, которую театр по согласованию с Пермской филармонией долго и тщательно готовил специально для фестиваля, во многом уникальна и включает подлинные, воссозданные по историческим документам танцы XVII - XVIII веков в сочетании с авторской хореографией, выдержанной в той же эстетике.

– Программа, которую мы представляем в Пермской филармонии, достаточно уникальна, по крайней мере, в масштабах России. Да и в масштабах Европы и мира не так часто, в эпоху пандемии, можно увидеть программу с аутентичной хореографией.

Это большая редкость сегодня, – рассказывает художественный руководитель Российского ансамбля старинной музыки Владимир Шуляковский. – Кроме инструментальной музыки, она содержит значительную часть хореографии. Причем хореографии аутентичной, которая 350 лет назад практиковалась при дворе Людовика XIV – он сам был прекрасным танцором.

Многие спросят, каким образом мы можем претендовать на аутентичность этой хореографии? С музыкой все относительно понятно - есть трактаты и записи. Но как раз вся особенность этой хореографии заключалась в том, что она аннотирована.

Существовала определенная система записи па, разработанная по приказу Людовика, и каждый танец записывался абсолютно точно. Существовали целые трактаты по хореографии, где, как по нотной записи, вполне реально восстановить с высокой степенью точности бытовавшие тогда танцы.

Коллекция костюмов артистов создана и изготовлена по эскизам, хранящимся в СПБ театральной библиотеке, и воссоздана впервые.

– Мы дерзнули танцевать под органную музыку. Органная музыка и барочный танец существовали в одно время, но в совсем разных пространствах. Безусловно, в то время под орган не танцевали. Но мы рискнули провести такой эксперимент.

И довольны результатом. Пермяки увидят это первыми, – рассказывает художественный руководитель театра Ярослава Бубнова, искусствовед, автор многих художественных проектов в России и за рубежом. – На пермском фестивале будут представлены премьеры – два прекрасных и очень сложных барочных танца.

Один из них – танец Пассакалия Армиды знаменитой Марии Терезы Сублиньи из оперы Жана Батиста Люлли «Армида». Эта француженка стала первой женщиной, которая показала профессиональный балет за границей – в Англии в 1699 году. Несмотря на то, что выступление англичанам не понравилось, после ее отъезда местные танцовщицы впервые начали пробовать свои силы на театральной сцене.

Второй танец – не менее известное и блистательное Антре Апполона, к которому готовится новый костюм. Безусловно, барочный танец сложен, прекрасен и отличается от классического и современного балета. Упоминание о барочном балете в источниках того времени рождает одно чувство – неправдоподобности: если исполнитель, то блистательный, если балерина, то несравненная.

И все это для того чтобы поразить блеском и великолепием одного человека – короля. Все это волшебство мы стараемся перенести на сцену, чтобы погрузить зрителя в волшебную атмосферу волшебного времени средь облаков пудры, блистательных костюмов и замечательной музыки барокко.

Как рассказали исполнители театра «Малый Трианон», чтобы артисту балета танцевать барочные танцы, нужно очень много обучаться и, может быть, даже поломать стереотипы, потому что в барочном темпоритме и существовании есть свои законы и правила, которые сильно отличаются от классического, хотя классический танец истоками восходит именно к барочному танцу:

– Очень непривычны и сложны музыкальные акценты, которые необходимо слушать, слышать и стараться станцевать, как будто ты – отдельный музыкальный инструмент, имеющий свою ярко выраженную и очень важную линию.

Барочному артисту необходимо изучать историю костюма, театра и искусства, чтобы наиболее полно погрузиться в ту эпоху, понять, к примеру, такие тонкости, как взгляд, а поскольку танцевалось все для короля, смотреть нужно обязательно на центр. Обувь должна иметь определенную высоту каблука, а костюм – определенный крой и пошив, чтобы не сковывать движения рук, которые очень важны в барочном танце.

При исполнении светской музыки существовал определенный ритуал, особенно когда в спектакле принимал участие сам Луи XIV, эти спектакли в соответствии с эстетикой барокко пронизывал глубокий аллегорический смысл, - продолжает рассказ Владимир Шуляковский. – Буквально каждый жест обозначал аффекты состояний: короля благословляет Всевышний, или Людовик XIV – король-солнце, указующим перстом прижимает к ногтю своих подданных.

А те показывают свою покорность. Так возникла символика жестов, носящая важный церемониальный характер. Участие короля накладывало на все происходящее церемониальный флер.

Известный Российский ансамбль старинной музыки специализируется на искусстве барокко XVII века. Коллектив стал первым исполнителем в России многих сочинений западноевропейских мастеров эпохи барокко и первооткрывателем неизвестной музыки русских композиторов XVIII века, партитуры которых музыканты находят в архивах и библиотеках в России и за рубежом.

– Квинтэссенция барокко – французская музыка XVII века, которую мы и будем играть, – говорит Владимир Шуляковский-старший. – В России она звучит чрезвычайно редко. Существует очень узкий круг людей, которые ее знают и в ней разбираются – буквально доли процента.

И если высокое и среднее барокко еще худо-бедно еще звучат, то раннее – а это целая плеяда и французских и итальянских композиторов - никому ничего не говорит и практически не звучит. И эту тему надо продвигать. Мы исполним музыку Ребеля, Монтеклера, Дюпара, Клерамбо – это будут премьерные исполнения в Перми.

Наряду с ними, будет звучать и музыка Люлли – самого известного французского композитора XVII века, и Рамо – может быть, чуть-чуть менее известного. Пермяки увидят и услышат барочные скрипки с длинными струнами, барочные виолончели с жильными струнами. Кроме того, познакомятся и с блок-флейтой сопранино, которую, думаю, у вас еще не слышали.

Маргарита Неугодова
info@zwezda.su



Новости Mediametrics: