Записки Нины Соловей о культуре и не только: недетские переживания на сказке

21 февраля, 14:51


Когда твои дети и дети твоих друзей становятся взрослыми, походы в ТЮЗ или, к примеру, в театр кукол сами собой уходят в прошлое.

Ты слышишь или читаешь в прессе о том, как периодически у них обновляется репертуар. Появляются новые спектакли для малышни и для взрослых зрителей. В памяти еще живы приятные воспоминания о недавних посещениях сказок и внутренняя благодарность ребенку, благодаря которому ты возвращался в счастливое детство.

Назад в детство

Это ребенок елозит на коленях, громко задает вопросы и шуршит фантиками. А ты завороженно глядишь на сцену и переживаешь, ровно маленькая, за то, как Дюймовочка чуть не вышла замуж за слепого крота, а Буратино опять поверил хитрой и обаятельной лисе Алисе. Но время родительского и тетиного долга быстро проходит. Ты вместе с повзрослевшими детьми возвращаешься к обычной жизни, где нет места сказкам и восторгам от театральных условностей.

И зря! Зря! Зря! Ни в каком возрасте нельзя лишать себя возможности смотреть новые сказки и удивляться, как в детстве, магии, например, театра кукол.

Сказала я это себе в недавний уик-энд и отправилась по адресу: улица Сибирская, 65, на сценическую фантазию «Медной горы хозяйка» (12+). С детства обожаю сказы Павла Бажова и заранее прощаю всем постановщикам даже не самые удачные сценические решения. Все огрехи готова простить только за то, что режиссеры обращаются к этому дивному литературному материалу и напоминают о нем зрителям.

К моей великой радости, в постановке нашего театра кукол я особенных огрехов не обнаружила и поклонам с упоением аплодировала. Режиссер Олег Жюгжда талантливо объединил известные сюжеты «Каменного цветка», «Приказчиковых подошв», «Горного мастера» и, конечно, «Медной горы хозяйки». В центре сюжета – история Данилы (актер Даниил Петров), повстречавшего прекрасную Малахитницу (солистка «Балета Евгения Панфилова» Валерия Камаева).

Нечаянная радость

Представленная сценическая история совсем не о том, как народный умелец и возлюбленный Катерины (Солмаз Иманова) попал под чары восхитительной искусительницы. Хотя любовная история и придает спектаклю свой шарм. Здесь мы встречаем историю о художнике, одержимом созданием цветка из драгоценного камня. Несметные богатства и расположение Малахитницы, жертвенная любовь и верность Настеньки не смогли отвратить Данилу от всепоглощающего желания достичь совершенства в изготовлении дурман-цветка.

Неудивительно, что режиссер так акцентирует внимание зрителя именно на этих нешуточных переживаниях главного героя. Ведь и визуальное решение спектакля отвечает главной идее. Мы видим завораживающий театральный мир! Чего стоят движущиеся декорации в виде конструкций на колесиках, которые то превращаются в часть забоя, то служат влюбленным в качестве романтичной беседки. Впечатляют оригинальные многослойные одеяния работников на руднике и белоснежный костюм приказчика (художник-постановщик Андрей Ефимов).

Но все эти изумительные придумки были бы плоскими и не создавали бы иллюзию волшебства (особенно когда зрителю открывается внутреннее убранство владений хозяйки), если бы не виртуозная работа художника по свету Евгения Козина и видеографа Марии Фоменко. И, конечно, нельзя не отметить, что звездная команда постановщиков была укреплена мастерской работой хореографа Ирины Ткаченко и композитора Виталия Леонова.

Музыкальное оформление придает всему действу неповторимую сказочную атмосферу и вместе с тем мощно работает на эмоциональное восприятие. Что касается актеров, занятых в «Медной горы хозяйке», здесь они продемонстрировали достойный уровень умения работать в актерском ансамбле. А уж сочетание в одном спектакле живого плана и работы с куклой не может не восхищать как детей, так и взрослых зрителей. Кстати, о зрителях. Здесь мои впечатления от похода в театр кукол были несколько подпорчены.

Ограничения в помощь

Нет, дети вели себя неплохо. Не звучало слишком громких комментариев или скандалов во время спектакля… Но многим из пришедших сценическое действо явно было не нутру. Что неудивительно. Восемьдесят процентов детей в зале – малышня от двух до восьми лет. Тогда как на сайте, на афишах, на билетах и в программке стоит пометка «12+».

Ну хорошо, дорогие мамы-папы вместе с бабушками-дедушками, вы, возможно, давно не читали сказов Бажова и забыли, что стиль изложения там местами даже жесткий. И все эти любовные треугольники и мучения художника-камнереза явно не интересны малышам. Но, приобретая билет для своего чада, вы приходите на спектакль, который даже по времени трудно вытерпеть деткам. Он идет дольше часа.

Стоит ли пенять постановщикам, что маленький человек может испугаться громогласных выкриков «Пороть!», неожиданных ярких вспышек или резких звуковых спецэффектов? Мои юные соседи иногда не просто вздрагивали, но и жаловались, отворачиваясь от сцены: «Ой, как громко!»

Театр обязан предупреждать зрителей о том, кому адресован конкретный спектакль. Но он не имеет права отказать в посещении постановки, когда билет уже приобретен. И дальше только взрослые сопровождающие виноваты в том, что их любимое дитя будет воспринимать театр как место, где громко, страшно и долго… А кому от этого хорошо? Никому.

Не только у театра кукол, но и у ТЮЗа, у оперного, у Театра-Театра и в «Туки-Луки» есть в репертуаре спектакли для самых маленьких, для младшего школьного возраста и – для подростков. Своих чудесных малышей водите на спектакли 3+. А вот тех, кто считает себя взрослыми и кому уже стукнуло двенадцать, берите в охапку и посмотрите вместе «Медной горы хозяйку» или «Крошку Цахеса» (12+). Хороших спектаклей в Перми всем и на каждый возраст хватит!

Нина Соловей,
обозреватель,
радиоведущая «Эхо Москвы» - Пермь»
Фото Пермского театра кукол.